Общая характеристика жанра агиографии. Сюжет и система персонажей «Жития святого человека Божия Алексия» и «Жития Феодосия Печерского».
Охарактеризуйте жанр агиографии. Какие типы агиографических сочинений бытовали на Руси? По какой смысловой схеме строилась житийная история? В какие сборники объединялись жития?
Каковы были исторические условия возникновения житийного жанра на Руси? Дайте понятие типологии агиографических сюжетов.
Какие агиографические сюжеты объединялись в Четьи-Минеи, а какие в патерики?
Что такое агиографический канон? На какой евангельский первообраз сориентированы жития? Как вы думаете, что представляет собой категория «образа» (и обратная ему категория «безобразия») в средневековом искусстве?
Как реализуются в этих житиях такие специфические черты ДРЛ как иерархизм, традиционализм, провиденциализм, символизм, дидактизм, авторский имперсонализм и принцип целостности изображения.
Подумайте, как агиографический канон «работал» на протяжении российской-советской истории? Найдите характерные житийные черты в биографиях (изображениях в литературе, кинематографе) известных политических деятелей прошлого и настоящего.
К какому культурному ареалу относится «Житие святого человека Божия Алексия»? Перескажите сюжет «Жития Алексия». Кажется ли вам фигура Алексия нравственной с сегодняшней точки зрения? Что означает понятие «человек Божий»? Какое место в житии занимает тема неузнанности героя? Откуда автор взял эту тему? В каком древнерусском произведении («Слове…») эта тема также является важной? Как в данном житии раскрывается гуманистический потенциал христианской религии?
Когда и кем написано «Житие Феодосия Печерского»? К какому типу житийных сюжетов относится данное произведение? Дайте характеристику образа матери в данном житии. Существуют ли противоречия в тексте жития, касающиеся черт характера матери? Чем прославился Феодосий? Какой образ жизни он вел? Какие подвиги во имя Христа совершал Феодосий ради монастырской братии? Как он боролся за соблюдение монастырского устава? Как блаженный Феодосий относился к «нищим, и слепым, и хромым, и больным»? За какой беззаконие осуждал блаженный самого князя Святослава? Как ведет себя святой на встрече с князем? За что чтили его простые люди? Все ли понимали и одобряли аскетический образ жизни блаженного? Существует ли мотив неузнанности в житии? Почему Феодосий «не печалился, но радовался и поруганию и укоризнам и в веселье великом славил за это Бога»? Как вел себя святой перед смертью? Какие чудеса сопровождали отход Феодосия в иной мир?
Определите общие черты двух произведений по следующим категориям: сюжетная структура жития, биография героя.
Подумайте, что означают для средневекового автора и читателя жития такие понятия как «чудо», «страх Божий», «подвиг», «радость», «добро», «зло», «гордыня»?
- Часть 1.
- Периодизация истории древнерусской литературы.
- История и духовный мир древних славян. Фольклор как одни из источников древнерусской литературы.
- Тема 1 Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской книжной культуры.
- Роль городской культуры, процесса государствообразования и религиозного фактора в появлении письменной культуры в Древней Руси
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Понятия «литература-посредница» и «трансплантация».
- Тема 2 Особенности древнерусской литературы как литературы средневековья
- Свойства средневекового мышления, определяющие особенности древнерусской литературы.
- Система жанров древнерусской литературы.
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 1.
- Официальная переводная литература религиозного типа
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои Ветхого Завета. Морально-этические и социальные нормы в Ветхом Завете.
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои «Нового Завета». История жизни Иисуса Христа.
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои «Нового Завета». Учение Иисуса Христа
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Официальная переводная литература религиозного типа. Общая краткая характеристика.
- 2) Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения:
- Жанры официальной переводной религиозной литературы (краткая характеристика). Служебные (литургические) книги. Официальные религиозные книги для внеобрядового чтения.
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 2.
- Жанры официальной переводной литературы «светского» характера. «Естественнонаучная» и приключенческая литература.
- Жанры официальной переводной литературы «светского» характера. Общая (краткая) характеристика.
- Переводные труды энциклопедического и «естественнонаучного» характера. «Христианская топография» Космы Индикоплова; «Физиоло́г»; «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского.
- Приключенческая переводная литература. Повесть «Девгениево деяние»; «Повесть об Акире Премудром».
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 3.
- Жанры официальной переводной литературы «светского» характера. Исторические переводные сочинения
- Исторические переводные сочинения. «Хроника Георгия Амартола»; «Хроника Иоанна Малалы»; «Александрия»; «Повесть о разорении Иерусалима» («История Иудейской войны») Иосифа Флавия.
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 4.
- Неофициальная переводная литература. Апокрифы Ветхого Завета
- Причины читательского успеха и общая структура текстов неофициальной переводной литературы.
- Апокрифическая литература Древней Руси. Тематика и жанровый состав.
- Жанры неофициальной религиозной переводной литературы. Апокрифы Ветхого Завета (Апокриф пророка Иеремии (Житие пророка Иеремии), Апокриф о Мелхиседе́ке).
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 5.
- Неофициальная переводная литература. Апокрифы Нового Завета.
- Апокрифы Нового Завета. Идейно-тематический анализ апокрифов «Хождение Агапия в рай» «Сказание Афродитиана Персиянина», «Хождение Богородицы по мукам».
- Тема 4 Оригинальная литература Древней Руси XI – перв.Тр. XIII вв.
- История создания «Повести временных лет». Основные идеи вводной части, легенд о путешествии апостола Андрея на Русь и основании Киева.
- «Повесть временных лет». Истории о первых русских князьях (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Основные политические идеи. Этика средневекового мира.
- «Повесть временных лет». Принятие христианства на Руси. Реформаторская деятельность князя Владимира.
- «Повесть временных лет». Фольклорные мотивы в «Повести…». Отражение политической реальности в истории ослепления Василька Теребовольского. Основные черты дрл в повести.
- Жизнь и творчество Владимира Мономаха.
- Общая характеристика жанров ораторского красноречия. Продолжение жанровых традиций торжественного «слова», в творчестве Климента Смолятича и Кирилла Туровского.
- Общая характеристика жанра агиографии. Сюжет и система персонажей «Жития святого человека Божия Алексия» и «Жития Феодосия Печерского».
- Сюжет и система персонажей «Сказания о Борисе и Глебе».
- Художественные особенности древнерусской патериковой литературы.
- Идейно-художественная характеристика «Хождения» игумена Даниила. История создания и художественные особенности «Моления» Даниила Заточника.
- История открытия и основные политические идеи «Слова о полку Игореве». Художественные особенности «Слова о полку Игореве».
- Тема 5 Литература периода монголо-татарскогo нашествия (Вт.Треть. Хiii — конец хiv вв)
- 1) Битва с монголами на границах Рязанского княжества.
- 2) Оборона Рязани и разорение города ханом Батыем.
- 3) Подвиг Евпатия Коловрата и его отряда.
- 4) Плач по убиенным и похвала Ингварю Ингоревичу.
- Жанр дидактической (поучительной) проповеди (наставления) в творчестве Серапиона Владимирского
- Эволюция жанра агиографии в период монгольского нашествия. Жанр социально-утопической легенды
- «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского»..
- Часть 1.
- Предвозрождение как европейское культурное течение. Связь «второго южнославянского влияния» и стиля «плетения словес» с религиозным течением исихазма. Творчество Епифания Премудрого.
- Московская литература 14-15 вв. Общая характеристика куликовского цикла.
- Основные политические идеи «Сказания о князьях Владимирских» и «Повести о мутьянском воеводе Дракуле».
- Основные политические идеи «Повести о взятии Царьграда» Нестора-Искандера.
- Тема 6 Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства (конец 14 – 16 вв)
- Часть 2.
- Областные литературы 14 – 15 веков
- Областные литературы 14 – 16 вв. Эволюция жанра жития в муромско-рязанской литературе.
- Областные литературы 14 – 16 вв. Псковская и новгородская литературы.
- Московское и областное летописное повествование 15 века.
- Областная агиография и хождение 15 века.
- Исторические повести 15 века.
- Экпсрессивно-эмоциональный стиль в древнерусской литературе конца 14-15 в.
- Повести о набегах монголо-татар на Русь после Куликовской битвы («Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву», «Повесть о Темир-Аксаке»)
- Тема 6 Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства (конец 14 – 16 вв)
- Часть 3
- Литература эпохи «второго монументализма»
- Судьба «русского Возрождения». Идеологическая полемика XVI в. На Руси. Иосифляне.
- Часть 4
- Идеология нестяжательства. Творчество Максима Грека.
- Часть 5
- Произведения 16 века, проповедующие идеологию централизованного государства. Творчество Ивана Пересветова. Теория «Москва – третий Рим». Политические и религиозные аспекты.
- Обобщающие произведения 16 века: тема, идея, особенности жанра, композиции и содержания («Великие Четьи-Минеи», «Домострой», «Стоглав», «Степенная книга»).
- Переписка Ивана Грозного как литературно-публицистический памятник 16 века. Отражение идей времени в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Особенности языка и стиля авторов посланий.