Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои Ветхого Завета. Морально-этические и социальные нормы в Ветхом Завете.
Бог, верующие и враги веры.
Кто такие ангелы? Каково происхождение Сатаны и бесов? Что обозначают слова «Сатана» и «Дьявол» («Диавол»)? Как Сатана оказался в аду?
Как и в какие сроки был сотворен видимый мир? В какой день творения Бог создал человека? Что делал Бог в субботу? В какой день творения живем мы?
Верующие люди (иудеи и христиане) утверждают, что Бог синоним Добра, что он любит человека, что он милосерден и благ. Дайте объективную характеристику Бога Ветхого завета.
От кого из братьев (Каин и Сиф) произошли добрые и злые люди? Что значит в религиозном понимании быть «добрым» и «злым» человеком? Каково отношение в Библии к добрым (верным) и злым (неверным) людям? Распространяется ли в Святом Писании негативное отношение к неверным (злым) людям на весь род или касается только согрешившего? По какой причине, по мнению авторов Ветхого Завета, на земле множатся грехи? Допустимо ли смешение верных с неверными, или нужно блюсти чистоту (этническую, расовую) избранного народа? Взгляды какого из политиков ХХ века близки к этой точке зрения? Что такое «грех» в религиозном понимании?
Дозволительно ли использовать против неверных (малодушных) хитрость, ложь, быть вероломным (см. историю сыновей Исаака Исава и Иакова)?
Как следует поступать с врагами веры (см. историю Давида и Голиафа)?
Какова библейская версия гибели городов Содома и Гоморры? Уцелел ли кто-нибудь из жителей? Кто такой Лот? Что случилось с женой праведника? Испытывают ли авторы сочувствие к погибшим в этих городах?
Расскажите историю всемирного потопа. По какой причине происходят стихийные бедствия (по версии Библии)? Почему на роль спасителя всего живого Богом был определен именно Ной? Что стало с другими живыми существами (людьми, животными) на Земле? Терзается ли выживший праведник по погибшим?
Раскройте библейское понятие «десять казней». Расскажите о казнях (бедствиях), которые навел Моисей на Египет за отказ фараона отпустить евреев из рабства. Кто пострадал от «казней»? Расскажите о десятой «казни». Раскройте понятия «пасха», «пасхальный агнец». Кто уничтожил всех первенцев в Египте «от человека, до скота»? Попытались ли евреи спасти хотя бы одного ребенка-египтянина? Приходит ли в голову подобная мысль авторам Завета?
Кто такой Навуходоносор? За что Бог наслал на евреев царя вавилонян? Сколько лет провели евреи в плену? Заслуживали ли евреи божьего гнева? Кто пострадал от него?
Тип религиозного человека в Библии.
Какое место (место-пространство, хронотоп) называется раем? Кто живет в раю? Каковы правила жизни здесь? Убивают ли животные и люди друг друга? Существует ли в раю время?
Расскажите историю грехопадения первочеловека Адама. Какой смысл, на ваш взгляд, имеет история с сорванным плодом древа познания Добра и Зла? Как эта история и реакция Бога характеризуют порядки в Древнем мире? Что значат здесь понятия «порядка» (чина), Закона? Что грозит нарушившему табу? Каковы были последствия этого грехопадения? Можно ли считать одним из последствий грехопадения первое братоубийство? Кем был Каин и каков был род деятельности Авеля?
Кто такой Авраам? Какой смысл заключает в себе история жертвоприношения сына Авраама Исаака?
Чему учит религиозного человека история многострадального Иова?
Перескажите историю мучеников за веру Маккавеев. Что важнее для матери мучеников – жизнь собственного ребенка или религиозные принципы? Что предпочтительнее для верующего человека смерть телесная или смерть духовная?
Как в библейской традиции соотносятся между собой понятия «тело», «душа», «дух»?
«Синайское законодательство».
Как Библия относится к институту рабства. Зафиксирован ли этот социальный феномен в тексте т.н. «Синайского законодательства»? Перечислите десять заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Как вы полагаете, только ли со времен Библии в человеческом социуме оказались закреплены этические требования почитания родителей, запрета на убийство (своих родственников) и воровство, негативное отношение к зависти и др. Как вы думаете, в чем преимущество этих табу, сформулированных всесильным м всевидящим библейским Богом, перед нормами нравственности, зафиксированными в культуре другими способами (к примеру, светским законодательством)?
Какой мир был сотворен Богом первым - видимый или невидимый? Какой из этих миров в традиционалистско-религиозном сознании имеет статус главного? Кто был создан первым мужчина или женщина? Как вы считаете, почему? Как была создана женщина? Какой социальный смысл нес процесс сотворения женщины из мужского ребра?
Дайте определение древней религиозной нравственности. Как вы думаете, каково влияние жестоких порядков Древнего мира на нравственные устои авторов Библии? Какие средства наказания к грешникам применяет Бог и его слуги? Имеют ли библейские отношение к современным этическим нормам? Как вы полагаете, все ли нравственные представления древних приложимы к современным реалиям в неприкосновенном виде?
Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои Ветхого Завета. Роль Библии в сохранении этно-национальной идентичности евреев. Переклички мотивов (тем, историй) в Ветхом и Новом Заветах. Истории о древнееврейском государстве (Моисей, Давид и Голиаф, пророк Иона, Навуходоносор, пророк Даниил, мученики за веру Маккавеи.). Истории о древнееврейских праведниках, пророках и судьях (Иаков, Лот, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Давид, Соломон).
Какое событие в Библии называют вавилонским столпотворением? Потомки какого из сыновей Ноя (Сим, Хам, Иафет) пытались построить вавилонскую башню? Символом какого греха стало это здание? Как объясняет Библия появление разных народов?
Перескажите пророка Ионы,
Раскройте понятие «лестница Иакова»? Почему Бог дал ему новое имя Израиль?
Перескажите историю сына Иакова - Иосифа. Сколько было братьев у Иосифа? Кто и за какую цену предложил продать Иосифа в рабство? Что случилось с Иосифом в Египте? Узнали ли его братья, оказавшись в Египте? Подумайте, чья история жизни, описанная в Новом Завете, близка к истории Иосифа (найдите общие мотивы: способность предсказывать будущее, предательства (отречения учеников-братьев), смерти (нахождение в глубоком рву, рабство), воскресения (чудесного спасения, восстановления социального статуса), неузнавания и богоявления (открытие братьям своего имени)?
Расскажите историю пророка (вождя) Моисея. Почему в Египте фараон приказал убивать еврейских младенцев? Как спасся младенец Моисей. Что значит его имя? От чего спас Моисей евреев? Ответьте на вопрос, с чьей новозаветной историей перекликается история Моисея?
Кто такие «судьи» (Гедеон, Самуил, Самсон, Соломон, Саул, Давид и др.).
Чем прославился еврейский царь Давид? Какие тексты собраны в книге Псалтырь?
Кто такой Соломон, чем он прославился? Раскройте понятие суды Соломона.
Расскажите о предсказаниях пророка Даниила. Какова концепция времени в толкованиях Даниилом снов царя Навуходоносора.
Роль Библии в сохранении этно-национальной идентичности евреев.
Как с греческого языка переводится слово Библия? Из скольких больших частей состоит Библия? На сколько разделов поделен Ветхий Завет? Какие книги входят в эти разделы?
Когда и для какого народа был написан Ветхий Завет? Где расположено древнееврейское государство? Какие великие культуры его окружают или распложены в относительной близости? Какие опасности грозили древним иудеям от других народов и царств? Как вы думаете, что обозначает термин «избранный народ»? Как вы полагаете, какое значение для сохранения этно-национальной идентичности евреев имела Библия и религиозная вера?
Что придало Библии универсальный смысл? Кто в является избранным народом в христианстве?
Расскажите о роли Моисея в избавлении евреев от рабства. Раскройте библейские понятия «неопалимая купина», «манна небесная», «скрижали», «скиния Моисея». Какие божественные заповеди были даны Моисею? Сколько лет странствовали евреи? Как Бог вразумлял евреев, призывая их оставаться верными Закону?
Что произошло с Израильским и Иудейским царствами? Каковы религиозные причины падения царств? Кто такой Навуходоносор? За что Бог наслал на евреев царя вавилонян (халдеев)? Сколько лет провели евреи в плену? Что помогло им спастись как народу в вавилонском пленении?
Какой смысл приобретает противостояние двух воинов (Давида и Голиафа) под религиозным углом зрения?
- Часть 1.
- Периодизация истории древнерусской литературы.
- История и духовный мир древних славян. Фольклор как одни из источников древнерусской литературы.
- Тема 1 Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской книжной культуры.
- Роль городской культуры, процесса государствообразования и религиозного фактора в появлении письменной культуры в Древней Руси
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Понятия «литература-посредница» и «трансплантация».
- Тема 2 Особенности древнерусской литературы как литературы средневековья
- Свойства средневекового мышления, определяющие особенности древнерусской литературы.
- Система жанров древнерусской литературы.
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 1.
- Официальная переводная литература религиозного типа
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои Ветхого Завета. Морально-этические и социальные нормы в Ветхом Завете.
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои «Нового Завета». История жизни Иисуса Христа.
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои «Нового Завета». Учение Иисуса Христа
- Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Официальная переводная литература религиозного типа. Общая краткая характеристика.
- 2) Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения:
- Жанры официальной переводной религиозной литературы (краткая характеристика). Служебные (литургические) книги. Официальные религиозные книги для внеобрядового чтения.
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 2.
- Жанры официальной переводной литературы «светского» характера. «Естественнонаучная» и приключенческая литература.
- Жанры официальной переводной литературы «светского» характера. Общая (краткая) характеристика.
- Переводные труды энциклопедического и «естественнонаучного» характера. «Христианская топография» Космы Индикоплова; «Физиоло́г»; «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского.
- Приключенческая переводная литература. Повесть «Девгениево деяние»; «Повесть об Акире Премудром».
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 3.
- Жанры официальной переводной литературы «светского» характера. Исторические переводные сочинения
- Исторические переводные сочинения. «Хроника Георгия Амартола»; «Хроника Иоанна Малалы»; «Александрия»; «Повесть о разорении Иерусалима» («История Иудейской войны») Иосифа Флавия.
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 4.
- Неофициальная переводная литература. Апокрифы Ветхого Завета
- Причины читательского успеха и общая структура текстов неофициальной переводной литературы.
- Апокрифическая литература Древней Руси. Тематика и жанровый состав.
- Жанры неофициальной религиозной переводной литературы. Апокрифы Ветхого Завета (Апокриф пророка Иеремии (Житие пророка Иеремии), Апокриф о Мелхиседе́ке).
- Тема 3 Жанрово-тематический состав переводной литературы Древней Руси.
- Часть 5.
- Неофициальная переводная литература. Апокрифы Нового Завета.
- Апокрифы Нового Завета. Идейно-тематический анализ апокрифов «Хождение Агапия в рай» «Сказание Афродитиана Персиянина», «Хождение Богородицы по мукам».
- Тема 4 Оригинальная литература Древней Руси XI – перв.Тр. XIII вв.
- История создания «Повести временных лет». Основные идеи вводной части, легенд о путешествии апостола Андрея на Русь и основании Киева.
- «Повесть временных лет». Истории о первых русских князьях (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Основные политические идеи. Этика средневекового мира.
- «Повесть временных лет». Принятие христианства на Руси. Реформаторская деятельность князя Владимира.
- «Повесть временных лет». Фольклорные мотивы в «Повести…». Отражение политической реальности в истории ослепления Василька Теребовольского. Основные черты дрл в повести.
- Жизнь и творчество Владимира Мономаха.
- Общая характеристика жанров ораторского красноречия. Продолжение жанровых традиций торжественного «слова», в творчестве Климента Смолятича и Кирилла Туровского.
- Общая характеристика жанра агиографии. Сюжет и система персонажей «Жития святого человека Божия Алексия» и «Жития Феодосия Печерского».
- Сюжет и система персонажей «Сказания о Борисе и Глебе».
- Художественные особенности древнерусской патериковой литературы.
- Идейно-художественная характеристика «Хождения» игумена Даниила. История создания и художественные особенности «Моления» Даниила Заточника.
- История открытия и основные политические идеи «Слова о полку Игореве». Художественные особенности «Слова о полку Игореве».
- Тема 5 Литература периода монголо-татарскогo нашествия (Вт.Треть. Хiii — конец хiv вв)
- 1) Битва с монголами на границах Рязанского княжества.
- 2) Оборона Рязани и разорение города ханом Батыем.
- 3) Подвиг Евпатия Коловрата и его отряда.
- 4) Плач по убиенным и похвала Ингварю Ингоревичу.
- Жанр дидактической (поучительной) проповеди (наставления) в творчестве Серапиона Владимирского
- Эволюция жанра агиографии в период монгольского нашествия. Жанр социально-утопической легенды
- «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского»..
- Часть 1.
- Предвозрождение как европейское культурное течение. Связь «второго южнославянского влияния» и стиля «плетения словес» с религиозным течением исихазма. Творчество Епифания Премудрого.
- Московская литература 14-15 вв. Общая характеристика куликовского цикла.
- Основные политические идеи «Сказания о князьях Владимирских» и «Повести о мутьянском воеводе Дракуле».
- Основные политические идеи «Повести о взятии Царьграда» Нестора-Искандера.
- Тема 6 Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства (конец 14 – 16 вв)
- Часть 2.
- Областные литературы 14 – 15 веков
- Областные литературы 14 – 16 вв. Эволюция жанра жития в муромско-рязанской литературе.
- Областные литературы 14 – 16 вв. Псковская и новгородская литературы.
- Московское и областное летописное повествование 15 века.
- Областная агиография и хождение 15 века.
- Исторические повести 15 века.
- Экпсрессивно-эмоциональный стиль в древнерусской литературе конца 14-15 в.
- Повести о набегах монголо-татар на Русь после Куликовской битвы («Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву», «Повесть о Темир-Аксаке»)
- Тема 6 Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства (конец 14 – 16 вв)
- Часть 3
- Литература эпохи «второго монументализма»
- Судьба «русского Возрождения». Идеологическая полемика XVI в. На Руси. Иосифляне.
- Часть 4
- Идеология нестяжательства. Творчество Максима Грека.
- Часть 5
- Произведения 16 века, проповедующие идеологию централизованного государства. Творчество Ивана Пересветова. Теория «Москва – третий Рим». Политические и религиозные аспекты.
- Обобщающие произведения 16 века: тема, идея, особенности жанра, композиции и содержания («Великие Четьи-Минеи», «Домострой», «Стоглав», «Степенная книга»).
- Переписка Ивана Грозного как литературно-публицистический памятник 16 века. Отражение идей времени в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Особенности языка и стиля авторов посланий.