1.Особенности возникновения и развития древневосточных государств.
Частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.
Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской).
Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.
По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель.
Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники; 2) свободные мелкие производители; 3) господствующий социальный слой.
На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами или некие переходные категории свободных .
В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством.
Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности.
В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога, вначале в форме на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.
Формализованное понятие “восточная деспотия” с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — “сына неба”.
Нo во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейным” городским” общинам и пр.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии.
Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями.
В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям.
Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.
Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.
Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости оттого, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи.
Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела peлигиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение ноpмы, религии и мoрали.
Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них.
Во всех нормах древневосточного брачносемейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.
Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп и стадий жизни человека (ашрам), выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации.
- 1.Особенности возникновения и развития древневосточных государств.
- 2.Судебник вавилонского царя Хамураппи.
- 3.Образование государства в Древних Афинах. Реформы архонта Солона и Клисфера.
- 4.Государственный строй демократической республики в Древних Афинах в V-VI вв до н.Э.
- 5.Образование государства и общественно-политический строй в Спарте.
- 6.Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- 7.Государственный строй республиканского периода в Древнем Риме.
- 8.Возникновение империи в Древнем Риме. Общественно-политический строй при принципате и доминате.
- 10.Система Римского права.
- 11. Правовое положение населения в Древнем Риме.
- 12.Византийское государство и право.
- 13.Государственный строй у франков (раннефеодальная монархия)
- 14.Общая характеристика Салической правды.
- 15.Сюзерениальная(сеньориальная) монархия во Франции.
- 16. Сюзерениальная (сеньориальная) монархия в Англии. Судебная реформа Генриха II .
- 17.Великая хартия вольностей 1215 г. И ее значение.
- 18. Система государственного управления Священной римской империей германской нации. Золотая булла 1356 г.
- 19.Сословно-представительная монархия во Франции.
- 20.Сословно-представительная монархия в Англии.
- 21.Абсолютная монархия во Франции.
- 22.Абсолютная монархия в Англии.
- 23. Абсолютные монархии в Пруссии и Австрии в XVIII
- 25.Общая характеристика правовой системы Англии в 12-16 вв.
- 26.Рецепция римского права и его значение в развитии правовых систем европейских государств.
- 27.Возникновение Арабского Халифата и его общественно-политический строй.
- 29.Оформление конституционной монархии в англии:Билль о правах 1689 и Акт об устроении 1701.
- 30.Habeas corpus 1679 г. И гарантии личной свободы Англии.