5.Образование государства и общественно-политический строй в Спарте.
Среди полисов Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и политический режим уникальны и даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его весьма своеобразных традиций.
Название государства произошло от города, основанного в Х в. до н.э. на левом берегу р. Ефрот. Во внешних сношениях Спарту называли Ла-кедемон. Судя по всему, в архаическую эпоху, до начала VII в. до н. э., спартанская община находилась в стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорийские племенные образования. В каждой из трех ее фил были свои базилеи, народное собрание, Совет старейшин.
Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннесс, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.
Разбогатевшая знать, верхушка спартанцев и ахейцев превращалась в господствующее сословие, приобретая все новое имущество - в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений создавало почву для эксплуатации и закабаления общинников.
В Спарте все осложнялось аграрным перенаселением. В VII в. до н.э. нехватка плодородных земель стала ощущаться особенно заметно.
Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли Друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала.
Спартанцы в Мессении поработили население, большинство которого принадлежало к дорийскому народу; победители и побежденные говорили на одном языке, имели одну религию. Находясь в явном меньшинстве, в окружении огромной массы населения, которое люто ненавидело поработителей, спартанцы жили в вечном страхе, почти не снимали военные доспехи, не расставались с оружием. Доведенные до отчаяния рядовые спартанцы могли пойти на крайние меры.
Политическая система базировалась на строгой регламентации обязанностей и прав гражданина, образуя многоступенчатую иерархию жизни. Прежде всего предусматривалось общественное воспитание ребенка как условие для получения гражданских прав. Становясь гражданами, они вступали в привилегированный слой, доминировавший в политической структуре. Плутарх приводит сведения о «конституции» Древней Спарты, которая определяла стройную политическую систему как сохранившую первобытную социальную организацию — три родовые филы.
Основополагающий принцип государства Спарта — принцип равенства — ярко воплотился в сисситиях — институте совместных трапез. Они обеспечивали на практике принципы равенства, доходившего до механической уравниловки для рядовых участников трапезы, твердой доли взносов и нормы потребления.
Устанавливалось на каждое лицо доставлять известное количество хлеба, вина, сыра и фиг, десять эгинских оболов. Кроме этого полагалось приносить продукты охоты и сезонные продукты из деревни. Кто был не в состоянии делать такие взносы, не допускался к участию в государственной жизни. Уже сказывалось в сисситиях привилегированное положение верхушки — царей, геронтов. Сисситии еще были и механизмом строгого взаимоконтроля за гражданской повседневной жизнью. Община в Спарте — это круговой жесткий механизм соподчиненных мужских союзов. Спартанская полисная организация включала еще и объединения спартанских юношей и подростков в агелы для поддержания сплоченности и жесточайшей дисциплины.
Однако политический механизм запускался только особыми должностными лицами, наделенными реальной властью и авторитетом — эфорами. Их социальная функция — наблюдение за небесными светилами в святилище Патифан для установления правомочности правления выборного царя — выдвигает их в число влиятельных лиц власти. Эфоры — «наблюдатели» и «звездогляды» постепенно стали выполнять судебные и административные поручения царей. Сложилась коллегия эфоров, каждый из которых избирался от одной обы (всего пять).
Эфорам были предоставлены большие права в делах правосудия. Они рассматривали и решали гражданские дела. Ими решались вопросы войны и мира, включая подписание мирных договоров. Военные действия также были под контролем эфоров. Сопровождая царей, они выполняли контрольные функции за военной стороной дела.
Некоторый родоплеменной оттенок носил статус царей. Их почитали на священном пиршестве — водружали на видное место, наделяли жертвенным мясом, им принадлежали шкуры жертвенных животных. Во время, предшествующее походу, царь совершал действия, связанные с предвестием исхода боя, отдавал приказы. Об этих жреческих функциях сообщает Ксенофонт.
- 1.Особенности возникновения и развития древневосточных государств.
- 2.Судебник вавилонского царя Хамураппи.
- 3.Образование государства в Древних Афинах. Реформы архонта Солона и Клисфера.
- 4.Государственный строй демократической республики в Древних Афинах в V-VI вв до н.Э.
- 5.Образование государства и общественно-политический строй в Спарте.
- 6.Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- 7.Государственный строй республиканского периода в Древнем Риме.
- 8.Возникновение империи в Древнем Риме. Общественно-политический строй при принципате и доминате.
- 10.Система Римского права.
- 11. Правовое положение населения в Древнем Риме.
- 12.Византийское государство и право.
- 13.Государственный строй у франков (раннефеодальная монархия)
- 14.Общая характеристика Салической правды.
- 15.Сюзерениальная(сеньориальная) монархия во Франции.
- 16. Сюзерениальная (сеньориальная) монархия в Англии. Судебная реформа Генриха II .
- 17.Великая хартия вольностей 1215 г. И ее значение.
- 18. Система государственного управления Священной римской империей германской нации. Золотая булла 1356 г.
- 19.Сословно-представительная монархия во Франции.
- 20.Сословно-представительная монархия в Англии.
- 21.Абсолютная монархия во Франции.
- 22.Абсолютная монархия в Англии.
- 23. Абсолютные монархии в Пруссии и Австрии в XVIII
- 25.Общая характеристика правовой системы Англии в 12-16 вв.
- 26.Рецепция римского права и его значение в развитии правовых систем европейских государств.
- 27.Возникновение Арабского Халифата и его общественно-политический строй.
- 29.Оформление конституционной монархии в англии:Билль о правах 1689 и Акт об устроении 1701.
- 30.Habeas corpus 1679 г. И гарантии личной свободы Англии.