logo
ИГПЗС

23. Абсолютные монархии в Пруссии и Австрии в XVIII

Особенности абсолютизма в Германии. Абсолютизм в Пруссии и Австрии. Развитие абсолютизма в Германии имело свои особенности. В целом страна на очень долгое время сохранила состояние пол. раздробленности. В каждом княжестве устанавливается абсолютная монархия (княжеский абсолютизм). Причины: • реформация (охватила все слои общества) • крестьянская война 1525 г. • восстание беднейшей части горожан • тридцатилетняя война 1618-1648. В результате реформации Г. раскололась на католическую и протестанскую части. Княжеские города уже лишились своих привилегий и попали в полную зависимость. Княжеская власть имеет тенденцию к усилению. 30-летняя война решала прежде всего пол. задачи. Князья боролись за усиление королевской власти. Борьба закончилась победой князей, результат- большое усиление княжеской власти, стали независимыми. Сословно-представительные учреждения прекращают свое существование. В 17 в. в германских княжествах устанавливается абсолютизм. Особенности: сложился не в рамках всей империи, явился полным торжеством феодальной реакции. Австрийский просвещенный абсолютизм. В XVIII в. в Западной Европе получило развитие "просветительское движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может служить политика Австрии. Австрия представляла собой многонациональное государство, которое в XVIII в. в отличие от усиливающейся Пруссии, переживало сложную ситуацию.

24.Каноническое право средневековой Европы.

Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе. Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отли-чалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян Источники канонического права ("старого права" — jus anti-quum) восходят к раннехристианской литературе Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.) Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140—1141 гг. декрет Грациана ("Гармония несогласующихся канонов" — Concordia discordantium canonum),