7.Государственный строй республиканского периода в Древнем Риме.
В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.
В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры
В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. А с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование. Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, затем это было отменено, хотя он получил право рассматривать предл.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались.
Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты.
Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Лучше выбирать виноватых, чем разыскивать. Марсель Паньоль.
- 1.Особенности возникновения и развития древневосточных государств.
- 2.Судебник вавилонского царя Хамураппи.
- 3.Образование государства в Древних Афинах. Реформы архонта Солона и Клисфера.
- 4.Государственный строй демократической республики в Древних Афинах в V-VI вв до н.Э.
- 5.Образование государства и общественно-политический строй в Спарте.
- 6.Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- 7.Государственный строй республиканского периода в Древнем Риме.
- 8.Возникновение империи в Древнем Риме. Общественно-политический строй при принципате и доминате.
- 10.Система Римского права.
- 11. Правовое положение населения в Древнем Риме.
- 12.Византийское государство и право.
- 13.Государственный строй у франков (раннефеодальная монархия)
- 14.Общая характеристика Салической правды.
- 15.Сюзерениальная(сеньориальная) монархия во Франции.
- 16. Сюзерениальная (сеньориальная) монархия в Англии. Судебная реформа Генриха II .
- 17.Великая хартия вольностей 1215 г. И ее значение.
- 18. Система государственного управления Священной римской империей германской нации. Золотая булла 1356 г.
- 19.Сословно-представительная монархия во Франции.
- 20.Сословно-представительная монархия в Англии.
- 21.Абсолютная монархия во Франции.
- 22.Абсолютная монархия в Англии.
- 23. Абсолютные монархии в Пруссии и Австрии в XVIII
- 25.Общая характеристика правовой системы Англии в 12-16 вв.
- 26.Рецепция римского права и его значение в развитии правовых систем европейских государств.
- 27.Возникновение Арабского Халифата и его общественно-политический строй.
- 29.Оформление конституционной монархии в англии:Билль о правах 1689 и Акт об устроении 1701.
- 30.Habeas corpus 1679 г. И гарантии личной свободы Англии.