logo
Хрестоматия 2

Борьба ссср за единую демократическую Германию

Ниже приводится извлечение из исторической справки «Правда о политике западных держав в германском вопросе», подготовленной в 1959 г. МИД СССР и МИД ГДР, в которой освещается политика СССР, США и Англии в германском вопросе в годы второй мировой войны.

Еще в декабре 1941 года вопрос о послевоенном устрой­стве Германии был обсужден американскими и английскими государственными деятелями во время встречи английского премьера Черчилля и американского президента Рузвельта в Вашингтоне. Эксперт американского государственного де­партамента профессор Мосли свидетельствует в связи с этими переговорами: «Имеется основание полагать, что Черчилль во время своего первого визита к Рузвельту в декабре 1941 года поставил на обсуждение вопрос о расчленении Герма­нии». Отметив, что этим вопросом в дальнейшем занялся го­сударственный департамент США, Мосли далее пишет: «Были составлены планы разделения Германии после войны на три, пять или семь отдельных го­сударств и проанализированы возникающие в этой связи по­литические, экономические и демографические проблемы»31.

Конкретный план раскола Германии появился в январе 1942 года в результате работы созданного Рузвельтом Кон­сультативного комитета по послевоенным вопросам. Он полу­чил название «план Уэллеса» (по имени его автора-заме­стителя государственного секретаря США Самнера Уэллеса). Этот план предусматривал создание в Германии трех само­стоятельных государств: южногерманского государства в со­ставе Баварии, Вюртемберга, Бадена, Гессен-Дармштадта, Рейнской области и Саарской области; западногерманского государства в составе Верхнего Гессена, Тюрингии, Вестфа-лии, Ганновера, Ольденбурга и Гамбурга; восточногерман­ского государства в составе Пруссии (за исключением Во­сточной Пруссии), Мекленбурга и Саксонии.

Во время переговоров английского министра иностранных дел Идена в Вашингтоне в марте 1943 года вопрос о расчле­нении Германии вновь подвергся подробному обсуждению, причем Иден и Рузвельт, как об этом свидетельствуют опу­бликованные в 1949 году документы Гарри Гопкинса, в прин­ципе договорились о том, что после войны Германия будет разделена на несколько государств32.

В соответствии с этой установкой государственный секре­тарь США Корделл Хэлл перед отъездом в Москву на кон­ференцию министров иностранных дел трех держав в октябре 1943 года получил указание отстаивать при обсуждении гер­манской проблемы план расчленения Германии. Сам Корделл Хэлл пишет об этом в своих мемуарах следующее: «Что ка­сается Германии, то президент категорически заявил, что он выступает за расчленение Германии на три или несколько го­сударств, которые будут сами по себе совершенно самостея-тельными и связанными между собой лишь по вопросам. средств сообщения, связи, шоссейных дорог, пошлин и, воз­можно, обмена электроэнергией»33.

На самой конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии (октябрь 1943 года) американская де­легация при полной поддержке английской делегации выдви­нула предложение о расчленении Германии на несколько го­сударств.

На конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране (28 ноября - 1 декабря 1943 года) государственный секретарь США Хэлл предложил от имени своего правитель­ства конкретный план расчленения Германии на пять госу­дарств: Пруссию, Ганновер, Саксонию, Баварию и Гессен. По американскому плану Саарская область, Рурская об­ласть, а также Гамбург и Киль должны были быть постав­лены под международный контроль. Черчилль поддержал в Тегеране основные положения американского плана. В сво­их мемуарах он следующим образом излагает свое выступ­ление в Тегеране 1 декабря 1943 года: «Далее я хотел бы от­делить от Германии Баварию, Вюртемберг, Пфальц, Саксонию и Баден. В то время как с Пруссией я обошелся бы очень строго, для второй группы государств я бы допустил более легкое обращение. Я охотно бы способствовал их объ­единению в Дунайскую федерацию»34.

Осенью 1944 года президент Рузвельт поручил дальней­шую разработку планов послевоенного устройства Германии специальному «правительственному комитету по Германии». 5 сентября 1944 года комитет одобрил план послевоенного устройства Германии, представленный министром финансов США Моргентау. В историческую литературу этот документ и вошел под названием «план Моргентау».

Территориальные положения «плана Моргентау» преду­сматривали отделение от Германии Саарской области и всей территории между Мозелем и Рейном и передачу их Фран­ции. Над Рурской областью предполагалось установить ме­ждународный контроль. Остальная территория Германии должна была быть разделена на два государства: южногер­манское (Бавария, Вюртемберг, Баден и некоторые более мелкие области) и северогерманское (остающаяся часть Пруссии, Саксония, Тюрингия и некоторые другие области). «План Моргентау» предполагал полную «аграризацню» Гер­мании, которая, по образному выражению американских ком­ментаторов этого плана, должна была стать «картофельным полем».

«План Моргентау» лег в основу англо-американского соглашения от 16 сентября 1944 года, которое было достигнуто Черчиллем и Рузвельтом во время двусторонней конференции США и Англии в Квебеке. Цель всего послевоенного пе­реустройства Германии была сформулирована ими в Квебек­ском соглашении следующим образом: «Эта программа ста­вит себе задачей превратить Германию в страну, которая по своему характеру являлась бы в первую очередь страной по­лей и пастбищ»35.

Нетрудно видеть, что англо-американское соглашение было направлено на расчленение и «аграризацию» Германии, что полностью соответствовало линии западных держав на то, чтобы ослабить Германию как конкурента, лишить ее возмож­ности проводить самостоятельную внешнюю политику, пре­вратить Германию в послушное орудие их собственной внеш­ней политики и в то же время не допустить подлинно демо­кратического развития страны и сохранить таким образом в Германии социальные и политические основы милитаризма и реваншизма, которые могли бы быть еще раз обращены против Советского Союза. Весьма характерно в этой связи. что ни «план Моргентау», ни Квебекское соглашение не пре­дусматривали никаких мер, направленных против германской реакции и милитаризма...

Советское правительство твердо стояло на том, что нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, националь­ного унижения и гнета, что, наоборот, необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого и демократического государства. Эту позицию Советский Союз отстаивал на всем протяжении войны и не отступил от нее ни на шаг в переговорах со своими западными союзни­ками о послевоенном устройстве Германии. Достаточно на­помнить хотя бы следующие факты, которые никто не может оспорить.

На заседаниях Европейской Консультативной Комиссии, созданной еще в 1943 году, английский представитель Стрэнг неоднократно настаивал на том, чтобы комиссия практически изучила вопрос о расчленении Германии. 26 января 1944 года он внес по поручению правительства Англии предложе­ние о создании особого Комитета по расчленению Германии и проект положения о работе Комитета36. Американский представитель в Европейской Консультативной Комиссии Вайнант от имени своего правительства поддержал пред­ложение Стрэнга. Однако по предложению советской деле­гации в Европейской Консультативной Комиссии 18 февраля 1944 года было принято решение отложить обсуждение пред­ложения Стрэнга. В дальнейшем Европейская Консульта­тивная Комиссия к этому вопросу уже не возвращалась.

Во время визита в Москву в октябре 1944 года Черчилль и Идеи выдвинули в ходе переговоров с представителями Советского правительства план расчленения Германии на три отдельных государства, основанный на Квебекском англо­американском соглашении. Они добивались хотя бы принци­пиального одобрения этого плана Советским правительством. Однако такого одобрения они от Советского правительства не получили.

На Крымской конференции руководителей трех держав в феврале 1945 года по настоянию Черчилля и Рузвельта было принято решение создать комиссию для изучения вопроса о послевоенном устройстве Германии, в частности о возможно­сти ее расчленения. В марте 1945 года английский предста­витель в этой комиссии направил советскому представителю проект директивы, в которой предусматривалось рассмотре­ние комиссией вопроса о том, «каким образом Германия должна быть разделена, на какие части, в каких границах и каковы должны быть взаимоотношения между частями». 26 марта 1945 года советский представитель направил ан­глийскому представителю письмо, в котором отмечалось, что Советский Союз рассматривает план расчленения Германии лишь «как возможную перспективу для нажима на Германию с целью обезопасить ее, в случае если другие средства ока­жутся недостаточными»37. Тем самым вопрос о расчленении Германии был по инициативе советской стороны снят с обсу­ждения и на этот раз.

Очередную попытку навязать Советскому Союзу обсужде­ние планов расчленения Германии западные державы сде­лали на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 го­да. Однако и на этот раз Советское правительство отказалось поддержать разработанные западными державами планы расчленения Германии, не имевшие ничего общего с интере­сами мира и безопасности.

Таким образом, в результате твердой и последователь­ной политики Советского Союза западные державы оказались вынужденными пойти на заключение таких межсоюзнических соглашений, которые отвечали справедливому характеру войны свободолюбивых народов против гитлеровской Герма­нии, хотя эти соглашения и не соответствовали корыстным политическим планам западных держав...

На Потсдамской конференции было заключено историче­ское соглашение, направленное на мирное и демократическое переустройство Германии, на превращение Германии в миро­любивое и демократическое государство.

В этом соглашении, к которому в дальнейшем присоеди­нилась Франция, был зафиксирован не диктат победителен побежденным. В нем был закреплен великий опыт народов, который гласит: для того чтобы жили и свободно развива­лись народы Европы, а среди них и трудолюбивый, талантли­вый германский народ, должен быть навсегда уничтожен гер­манский милитаризм, должны быть вырваны его корни.

Потсдамское соглашение не было проникнуто духом мести или «сведения счетов». Дух справедливости и заботы о мире пронизывает это соглашение от первой до последней строчки.

В Потсдамском соглашении содержался целый ряд поста­новлений по вопросам, представлявшим значение, конечно, лишь в первое время после окончания войны, например, по­становления о полномочиях оккупационных властей, об огра­ничении уровня производства в тяжелой промышленности и т. д. Эти положения с точки зрения задач сегодняшнего дня, естественно, представляют собой уже давно пройденный для Германии этап. Зато основные принципы. Потсдамского со­глашения сохраняют свое значение и сейчас, так как они указывают путь мирного и демократического развития Гер­мании. Вот эти основные принципы:

демократическое переустройство всей политической жизни Германии, причем германскому народу должны быть предо­ставлены все возможности самому «осуществить реконструк­цию своей жизни на демократической и мирной основе»;

ликвидация навсегда германского милитаризма и фа­шизма, с тем чтобы «Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире»;

ликвидация нацистской партии и всех ее филиалов, при­чем необходимо «обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме»;

уничтожение немецких монополистических объединений, поскольку именно они несут главную ответственность за раз­вязывание двух мировых войн;

подготовка и заключение мирного договора с Германией, отвечающего принципам Потсдамского соглашения.

Потсдамское соглашение ознаменовало собой победу де­мократических принципов в определении путей решения германской проблемы...

Правда о политике западных держав в германском вопросе (Историческая справка). М., 1959. С.7-10, 12-15. Цит. по: Хрестоматия.. Т.2. С. 118-123.