Закон об учреждении испанских кортесов
17 июля 1942 года
(извлечение)
После прихода к власти франкизма в Испании все законы Республики были объявлены недействительными. Была отменена и конституция 1931 г., обеспечивавшая некоторые буржуазно-демократические свободы. С целью прикрытия откровенной фашистской диктатуры франкистским правительством была издана серия «Основных законов», важнейшим из которых является закон об учреждении Кортесов от 17 июня 1942 г. Созданные по этому закону Кортесы являются подражанием корпоративным учреждениям фашистской Италии и ни по способу образования, ни по полномочиям ничего общего не имеют, кроме названия, с традиционными испанскими Кортесами в прошлом. Кортесы представляют собой всего лишь законосовещательный орган при главе государства и не обладают никакой реальной властью.
В соответствии с общим направлением Национального Движения создаваемые Кортесы как по своему названию, так и по способу образования и по полномочиям являются восстановлением славных испанских традиций. В силу этого постановляю:
Статья 1. Кортесы являются высшим органом участия испанского народа в делах Государства. Основная задача Кортесов заключается в подготовке и разработке законов без ущерба для полномочий Главы Государства по их утверждению.
Статья 2. В состав Кортесов входят прокурадоры по должности и выборные прокурадоры, а именно:
а) министры;
в) национальные советники;
c) Председатель Государственного Совета, Председатель Верховного суда и Председатель Верховного совета военной юстиции;
d) представители национальных синдикатов в количестве, не превышающем третьей части общего числа прокурадоров;
e) алькальды столиц пятидесяти провинций, алькальды Сеуты и Мелильи и один представитель от остальных муниципалитетов каждой провинции, избираемый самими муниципалитетами из числа их членов. Один представитель от каждой провинциальной депутации и Объединения Канарских островов, избираемый из числа их членов;
f) ректоры университетов;
g) Президент Испанского института и два представителя, избираемые из числа членов Королевских академий, входящих в состав Института. Председатель Высшего совета научных исследований и два представителя, избираемые из числа членов Совета;
h) Президент Института гражданских инженеров и другой представитель Института, избираемый президентами Ассоциаций инженеров, входящих в этот Институт. Два представителя коллегий адвокатов, два представителя коллегий врачей, один представитель коллегий фармацевтов, один представитель коллегий ветеринаров, один представитель коллегий архитекторов, один представитель коллегий лицензиатов и докторов наук и искусств, один представитель нотариальных коллегий, один представитель национальной коллегии контролеров и один представитель коллегии судебных прокуроров; эти представители избираются руководящими органами указанных официальных коллегий. Три представителя официальных торговых палат, избираемые их руководящими органами;
i) лица, которые по своему положению в церковной, военной, административной или социальной иерархии или в силу своих выдающихся заслуг перед Испанией назначаются Главой Государства в количестве, не превышающем пятидесяти человек24.
Статья 6. Прокурадоры Кортесов, являющиеся таковыми в силу занимаемой должности, теряют свой пост, переставая занимать эту должность. Прокурадоры, назначаемые Главой Государства, теряют пост, если Глава Государства аннулирует назначение. Остальные Прокурадоры занимают свой пост в течение трех лет, сохраняя право на избрание вновь; однако если в течение этих трех лет представитель от депутации, муниципалитета или корпорации перестает быть их действительным членом, он теряет также и пост прокурадора.
Статья 7. Президент, два вице-президента и четыре секретаря Кортесов назначаются декретом Главы Государства.
Статья 8. Работа Кортесов происходит на пленарных заседаниях и в комиссиях. Комиссии устанавливаются и назначаются Президентом Кортесов с согласия Правительства. Он же устанавливает, с согласия Правительства, порядок дня как пленарных заседаний, так и комиссий.
Статья 9. Кортесы собираются на пленарное заседание для рассмотрения законов, подлежащих такому рассмотрению, а также всякий раз, когда пленарное заседание созывается Президентом Кортесов с согласия Правительства.
Статья 10. Рассмотрению в пленарных заседаниях Кортесов подлежат акты или законы, имеющие предметом какой-либо из следующих вопросов:
a) обычные или чрезвычайные государственные бюджеты,
b) крупные операции экономического и финансового характера;
c) установление или реформа налогового режима;
d) банковские и валютные правила;
e) роль синдикатов в экономике и все законодательные мероприятия, имеющие исключительно важное значение для экономики Нации;
f) основные законы, регулирующие порядок приобретения и утраты испанского подданства и прав и обязанностей испанцев;
g) политико-правовое устройство институтов Государства;
h) основы местного управления;
i) основы гражданского, торгового, социального, уголовного и процессуального права;
j) основы судоустройства и государственного управления;
k) основы аграрной, торговой и промышленной систем;
1) общенациональные планы в области просвещения;
т) другие законы, которые Правительство само или по предложению соответствующей комиссии решит передать на рассмотрение пленарного заседания Кортесов.
Правительство может также передавать на рассмотрение пленарного заседания вопросы или решения, не имеющие характера закона.
Статья 11. Законопроекты, подлежащие передаче для рассмотрения на пленарном заседании, предварительно изучаются и получают заключение соответствующих комиссии.
Статья 12. К компетенции комиссий Кортесов относится все другие постановления, которые не охвачены статьей 10, но должны быть облечены в форму закона, будь то в силу закона, принятого после опубликования настоящего, или на основании заключения комиссии в составе Президента Кортесов; министра, назначенного Правительством; члена Политической хунты; одного прокурадора Кортесов, имеющего звание юриста; Председателя Государственного Совета и Председателя Верховного Суда. Эта комиссия дает свое заключение по требованию Правительства, по собственной инициативе или по просьбе Президента Кортесов.
Статья 13. В случае войны или по соображениям срочности Правительство может регулировать посредством декрета-закона предметы, перечисляемые в статьях 10 и 12. Кортесы будут получать сообщение о декрете-законе тотчас же после его промульгации25.
Статья 14. Кортесы на пленарном заседании или - в зависимости от каждого отдельного случая - в комиссиях будут выслушиваться перед ратификацией тех договоров, которые касаются вопросов, отнесенных согласно предыдущим статьям к компетенции Кортесов.
Статья 15. Помимо рассмотрения и выдвижения правительственных законопроектов, законодательные комиссии могут представлять предложения о законах Президенту Кортесов, который с согласия Правительства включает эти предложения в порядок дня. Законодательные комиссии могут получать от Президента Кортесов другие поручения, как например изучение вопросов, проведение расследований, разработка ходатайств или предложений. В этих целях законодательные комиссии могут конституироваться как специальные комиссии, не являющиеся законодательными.
Статья 16. Президент Кортесов передает законопроект, выработанный Кортесами, Правительству для представления на утверждение Главы Государства.
Статья 17. Глава Государства может возвратить законы в Кортесы для нового изучения.
Дополнительные постановления
1. Кортесы с согласия Правительства принимают свой регламент.
2. Выборы подлежащих избранию членов Кортесов будут проведены в первой половине октября.
Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957. с. 508-513. Цит. по: Хрестоматия… Т.2. С.339-342.
- Оглавление
- Введение
- 1. Социально-политические течения в странах европы и америки в межвоенный период а. Фашизм как социально-политическое течение Программа нсдап /«25 пунктов»/
- Программа национальной фашистской партии Италии
- Устав национальной фашистской партии Италии
- XIII Пленум икки о фашизме и созревании революционного кризиса
- Призыв Коммунистической партии Австрии к всеобщей забастовке
- Воззвание Коммунистической партии Австрии
- Из пакта о единстве действий Французской коммунистической партии и ранцузской социалистической партии (сфио)
- Манифест Национально-освободительного альянса Бразилии
- Димитров г.М. Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса, против фашизма9
- Программа Народного фронта во Франции
- § 5. Профсоюзные свободы:
- § 6. Школа и свобода совести:
- I. Защита мира
- I. Восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом
- II. Против грабежа сбережений. За лучшую организацию кредита
- III. Оздоровление финансов
- Речь Жака Дюкло в палате депутатов о готовности Коммунистической партии Франции войти в правительство Народного фронта
- Программа Народного фронта Испании
- Героическая подпольная борьба немецких антифашистов против нацистской диктатуры
- Народный фронт в Чили
- Новая хартия единства действий коммунистической и социалистической партий Италии
- Обращение генерала де Голля к французам
- Манифест Французской коммунистической партии
- Манифест Комитета действия по объединению итальянского народа
- Из «Плана мира» Карла Герделера19
- Манифест Национального комитета «Свободная Германия» к германской армии и германскому народу
- Борьба подпольных организаций Сопротивления и Национального комитета «Свободная Германия»
- Пакт о единстве действий между Итальянской коммунистической партией и Итальянской социалистической партией
- Расстрел 300 заложников в Риме
- Программа Национального совета Сопротивления Франции (нсс)
- I. План немедленной борьбы
- II. Меры, которые подлежали реализации после освобождения территории
- Италия. Закон о праве исполнительной власти издавать юридические нормы
- Закон о реформе политического представительства в Италии
- Подчинение фашистского государственного аппарата блоку магнатов финансового капитала и земельной аристократии
- Закон о строении и правомочиях Большого фашистского совета
- Германия. Закон в целях устранения бедствий народа и государства
- Германия. Закон о переустройстве империи
- Германия. Закон о ликвидации рейхсрата
- § 1.1. Рейхсрат ликвидируется.
- §2.1. Участие рейхсрата в установлении законов и в управлении прекращается.
- Закон о верховном главе Германской империи
- Германия. Закон против образования новых партий
- Германия. Закон об обеспечении единства партии и государства
- Испания. Все силы на разгром врага
- Об уроках войны испанского народа (1936-1939)
- Президентские выборы 1940 г. В сша
- Закон об учреждении испанских кортесов
- Государственный переворот 25 июля 1943 г. В Италии
- «Неаполитанский поворот»
- Б. Экономическое развитие стран европы и америки Итальянская Хартия труда
- Закон о порядке национального труда в Германии
- Сша. Закон о ленд-лизе
- Помощь Испании нацистской Германии. Записка о нынешнем состоянии германо-испанских экономических отношений
- 3. Международные отношения 1933-1945 гг. А. Генезис второй мировой войны Конвенция об определении агрессии
- Итало-испанское соглашение
- Сша. Закон о нейтралитете
- Соглашение между Германией, Великобританией, Францией и Италией, заключенное в Мюнхене
- Послание Франклина д. Рузвельта а.Гитлеру
- Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
- Секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом
- Б. Вторая мировая война Доверительный протокол
- Мирный договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой
- Капитуляция Франции. Условия перемирия Германии с Францией
- Пакт трех держав
- Выступление у.Черчилля по радио
- Соглашение между правительствами ссср и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии
- Соглашение между правительством ссср и правительством Чехословацкой республики
- Атлантическая хартия
- Декларация правительства ссср на межсоюзной конференции в Лондоне
- Создание Союза Объединенных Наций
- Договор между ссср и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны
- Часть I
- Часть II
- Часть 1-я настоящего договора остается в силе до восстановления мира между Высокими Договаривающимися Сторонами и Германией и державами, связанными с ней в актах агрессии в Европе.
- Часть 2-я настоящего договора остается в силе на период 20 лет...
- Соглашение между правительствами ссср и сша о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии
- Официальные обязательства правительств Англии и сша открыть второй фронт в Европе в 1942 г.
- Меморандум у. Черчилля об «Объединенной Европе»
- Вопрос о втором фронте в межсоюзнических отношениях
- А. Переписка и. В. Сталина с у. Черчиллем и ф. Рузвельтом о втором фронте (1941-1943 гг.)
- 1. Личное послание и. В. Сталина у. Черчиллю
- 2. Текст личного и секретного послания от г-на Черчилля г-ну Сталину
- 3. Послание и. В. Сталина у. Черчиллю
- 4. И. В. Сталин у. Черчиллю. Меморандум
- 5. Совместное послание ф. Рузвельта и у.Черчилля и. В. Сталину
- 6. Личное и секретное послание Премьера Сталина Премьер-министру г.Черчиллю и Президенту г.Рузвельту
- 7. Из послания у. Черчилля и. В. Сталину
- 8. Послание и. В. Сталина ф. Рузвельту
- 9. Из послания ф. Рузвельта и. В. Сталину
- 10. Личное и секретное послание Премьера и. В. Сталина Президенту ф. Рузвельту
- 11. Личное и секретное послание Премьера и. В. Сталина Премьер-министру у. Черчиллю
- Б. Балканский вариант второго фронта
- 1. Послание премьер-министра Черчилля Идену
- 2. Послание премьер-министра Черчилля фельдмаршалу Смэтсу
- В. Решения правительств сша и Англии о вторжении во Францию
- 1. Из решения Объединенного комитета начальников штабов, принятого в Каире
- 2. Директива Объединенного комитета начальников штабов главнокомандующему экспедиционными силами союзников д. Эйзенхауэру
- Англо-советско-американское коммюнике о конференции трех министров в Москве
- Тотальная мобилизация в нацистской Германии
- Конференция руководителей трех союзных держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Тегеране
- Конференция руководителей трех союзных держав Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму
- Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока
- О денонсации Советско-японского пакта о нейтралитете
- Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил
- Борьба ссср за единую демократическую Германию
- Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами ссср, сша, Великобритании и Франции
- Устав Организации Объединенных Наций
- Глава 1.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Потсдамская конференция трех держав
- Потсдамская декларация глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая о Японии
- Из заявления Советского правительства о начале войны с милитаристской Японией