Государственный строй Афин в 5в. До р.Х.
Политика афинского государства по отношению к малообеспеченным членам гражданского коллектива в V веке до н. э. отличалась особой продуманностью: с крестьян-собственников не взимался земельный налог, беднота переселялась в колонии, где каждому предоставлялся участок земли. Так, в V в. до н. э. только при Перикле - в результате введения так называемых клерухий - в колониях разного типа было поселено около 10 тысяч малоземельных и безземельных афинских граждан.
Кроме того, проводя социально-ориентированную политику, государство следило, например, за ценообразованием, прежде всего на хлеб - как основной продукт питания. Лица, замеченные в нарушении ценовой политики, подвергались большому штрафу. Для граждан Афин был установлен также так называемый теорикон - выдача денег на посещение театра.
Таким образом, власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущественных противоречий и поддержание социальной стабильности. Доказательством могут служить мероприятия, направленные на относительное ограничение прав собственности. Так, среди богатых граждан Афин распределялись обязанности по выполнению особого рода повинностей в пользу государства - литургия. Разновидностями литургии являлись, например, хорегия (обязанность создавать и содержать хор, обеспечивать его участие в празднествах) или триерархия - обязанность оборудовать торговое судно (государство в этих случаях обеспечивало лишь строительство деревянного каркаса судна, а гражданин - его оснастку, эксплуатацию, подготовку и содержание экипажа и т.п.) По большому счету литургия представляла собой своеобразное ограничение частной собственности в интересах всех полноправных членов афинского общества.
В результате подобной политики в греческих полисах с республиканским устройством, в частности - в Афинах, не было придворной знати, государственной бюрократии, здесь не сформировался слой замкнутого военного сословия или могущественных жрецов, как это произошло, например, в восточных деспотиях.
Однако государство имело возможность периодически предоставлять - в виде исключения - права гражданства отдельным метекам за особые заслуги. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н. э. часть метеков, активно помогавшая сопротивлению так называемой тирании 30, по решению Народного собрания получила права афинского гражданства.
Таким образом, свободное население Афин было неоднородно. Полноправными гражданами признавались лишь те лица, у которых, как уже отмечалось, оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей полиса зачислялись в списки членов дема.
Статус полноправного гражданина Афин предполагал совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на территории полиса и экономическую помощь государства в случае материальных затруднений. Кроме того, афинские граждане обладали правом носить оружие, служить в ополчении, правом принимать участие в делах государства - в работе Народного собрания, Совета пятисот, выборных органов.
Как уже говорилось выше, правом быть избранным обладали все граждане полиса. Фукидид, характеризуя основные черты афинской демократии, замечал, что “скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.” Имущественным цензом ограничивалось лишь избрание на финансовые должности, т.к. в случае растраты виновные должны были уплатить высокие штрафы из своих собственных средств.
В число особых привилегий полноправных граждан Афин входило почитание и защита отечественных богов, участие в общественных празднествах, защита и покровительство афинских законов.
Обязанности граждан Афин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах - приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни. “Только мы одни считаем, - писал Фукидид, - не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности”. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет.
Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин мог быть ограничен в правах, т.е. - подвергнуться бесчестью.
Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широко использовался в сельском хозяйстве, в работах по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н. э. составляли люди негреческого происхождения - фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п.
Зачастую рабов сдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых и сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно - выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определенную ренту - оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день - средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек.
В Афинах в законодательном порядке запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию. “Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, - писал по этому поводу Ксенофонт, - и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.” Однако, перечисленные обстоятельства ничего не меняли в правовом положении рабов, которые в сознании свободных граждан полиса оставались лишь вещью, находящейся в полной власти хозяина.
Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Лишь за государственными рабами признавалось право иметь собственность и располагать ею.
Встречались случаи отпуска рабов на волю, либо их выкупа. Вольноотпущенные рабы по своему социальному положению приравнивались к метекам.
Помимо метеков и рабов из политической и общественной жизни афинского государства были полностью исключены женщины.
Характеризуя в целом систему афинской демократии, можно прибегнуть к высказыванию противника афинской политической системы древнегреческого историка Ксенофонта, который писал: ”Избрав себе такой строй, они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным.” Утверждение это, безусловно, нельзя принимать безоговорочно, но даже Ксенофонт вынужден был признать, что именно народ “дает силу государству” в Афинах.
- Формы земельной собственности по Законам Хаммурапи. «Земля илку».
- Правовое положение различных социальных групп по Законам Хаммурапи
- Регулирование семейно-брачных отношений по Законам Хаммурапи
- Преступления и наказания по Законам Хаммурапи
- Судоустройство и судопроизводство по Законам Хаммурапи
- Гомеровский период Древней Греции
- Образование Афинского государства. Реформы Тезея
- Реформы Солона и Клисфена
- Развитие демократии в Афинах. Реформы Эфиальта и Перикла
- Государственный строй Афин в 5в. До р.Х.
- Особенности общественного и государственного строя Спарты
- Образование Римского государства. Реформы Сервия Туллия
- Особенности общественного и государственного устройства Рима периода Республики
- Особенности общественного и государственного устройства Рима периода империи
- Законы XII таблиц (история создания, общая характеристика)
- Право собственности и его защита по Законам XII таблиц
- Виды обязательств по Законам XII таблиц. Нескум
- Система преступлений и наказаний по Римскому праву
- Сервитуты по Римскому праву
- Виды исков по Римскому праву
- Брак и семья по законам XII таблиц. Агнаты и когнаты. Наследование
- Дуализм в Римском праве. Преторское право. Право народов
- Сенат в Риме
- Виды комиций в Риме
- Система магистратов в Риме
- Принципат и доминат в Риме
- Эволюция процесса в Римском праве (легисакционный, формулярный, экстраординарный)
- Колонны и пекулий
- Кодификация римского права. Свод законов Юстиниана (Согриз Лшз Ст11з)
- Образование франкского государства
- Общественный и государственный строй франкского королевства
- Аллод, бенефиций, феод
- Формы закрепощения франкских крестьян (пекарий, коммендации)
- Реформа Карла Мартелла
- Система местного управления у франков
- Салическая правда (история создания, общая хар-ка)
- Общинная собственность на землю у франков. Марка
- Преступления и наказания по Салической правде
- Судоустройство и судопроизводство по Салической правде (виды ордалий)
- Общественный и государственный строй Англии периода существования англо-саксонских королевств
- Сословно-представительная монархия в Англии
- Абсолютная монархия в Англии
- Великая Хартия Вольностей 1215г.
- Оксфордские и Вестминские провизии
- Генеральные штаты во Франции
- Реформы Людовика IX Святого
- Великий мартовский ордонанс 1357г.
- Абсолютная монархия во Франции. Реформы кандинала Ришелье
- Общественный и государственный строй Германии периода раннефеодальной монархии. Реформы Генриха Птицелова.
- Золотая Булла 1356г.
- Великая крестьянская война в Германии (1524-1525г.)