logo
история гос

Реформы Солона и Клисфена

К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка.

Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Прежде чем мечтать об устройстве государства, нужно было искоренить настоящее зло – долги, и остановить распространение этого зла. Солон достиг этого, издав закон о погашении долгов (сисахфия – долговая реформа), облегчавший уплату изменением величины процентов и номинальной цены монеты.

Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Благодаря этому закону, с полей Аттики стали исчезать ограды и закладные столбы, указывающие на поземельные долги. Солон хвалился, что очистил от долгов афинскую землю.

Сначала многие были недовольны этими законами, но впоследствии все убедились в их мудрости. И в течение трех веков, пока существовала афинская демократия, она ни разу не возвращалась к этой мере Солона.

Уважение к собственности так глубоко вкоренилось в умы, что никто не осмеливался требовать прощения долгов и уменьшения цены монеты.

Спокойствие, водворившееся от этих первоначальных мер, дало Солону больше времени и свободы для составления других законов. Он и в них внес ту же мягкость и умеренность, стараясь согласовать нравственные правила и выгоды материальные, и «соединить», как он сам говорил,»силу и правосудие».

Прежде всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались изменники и убийцы.

Из древней конституции Солон сохранил только некоторые положения, остальные отменил. Он начал с уничтожения законов Дракона, за исключением тех, которые относились к убийцам. Архонтство, ареопаг и четыре трибы с их подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил всё население на четыре класса по состоянию. Первый закон был вполне демократический; второй был демократический тем, что уничтожал потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во главе государства.

Четыре класса были организованы следующим образом. В первый входили все граждане, обладавшие годовым доходом, по крайней мере, в 500 медимнов пшеницы или соответственным количеством масла или вина. Они назывались пентакосиомедимнами. Из них выбирались архонты, главные должностные лица, предводители войска и флота.

Второй класс – всадники или гипеи – должны были иметь более 300

медимнов дохода – состояние, признанное необходимым для содержания лошади. Этот класс поставлял кавалерию и, кроме того, ему предоставлялись второстепенные должности.

Третий класс – зевгиты или владельцы двух мулов: их состояние равнялось от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и занимали низшие должности.

Четвёртый класс – теты или подёнщики; он заключал всех тех, кто имел менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота. Они не допускались к общественным должностям и почестям, но могли участвовать в народном собрании и судах.

Это неравенство в общественном положении вознаграждалось распределением государственных податей: четвёртый класс ничего не платил, и это было действительным удовлетворением. Три первые класса занимали соответственные должности и платили подать, соответствующую их состоянию; она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумений.

Нужно, однако, заметить, что государственные налоги взимались только в случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза платились как бедными, так и богатыми. Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560- 527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Большой размах строительства общественных сооружений давал средства существования бедноте.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что вызывало их недовольство. При поддержке Спарты , опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, т.к. на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришёл территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырёхсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чел. от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан ещё один орган – коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учётом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления гос-ва в Древних Афинах.