8.Политико-правовая теория официальной средневековой схоластики Фомы Аквинского).
Признание государства частью божественного миропорядка не мешало Аквинскому рационалистически анализировать его природу, происхождение, формы. Существование государства, объединение людей в политическое общество — естественный закон, веление разума. Обосновывая это заключение, Фома целиком опирался на античных авторов, прежде всего, на Аристотеля. Вслед за ним он заявлял, что человек — «животное» политическое и в этом его отличие от всех других созданных Богом тварей. Он стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей. Круга семьи для этого недостаточно. Интересы человека шире. Семья не может обеспечить безопасности, порядка, полного удовлетворения материальных и духовных запросов. Для этого нужно общество. Оно объединяет людей разных способностей, занятий, которые взаимодополняют друг друга (здесь у Фомы проскальзывают платоновские мотивы разделения труда). Создание государства — результат естественной склонности к общественной жизни, своего рода инстинкта, но оно предопределено волей Бога и опосредовано разумом человека. Фома не исключал общественного договора в качестве способа создания государства. Цель государства, конечно, — общее благо — как материальное, так и духовное. Духовное для него, как для христианина, важнее, но, будучи реалистом, он не пренебрегает и земными интересами. Обеспечение минимума материального благосостояния всем членам общества необходимо для добродетельной жизни. Политическое общество предполагает власть. Она существует сама по себе, т.е. не установлена другой властью. Аквинский признавал, что государственная власть — от Бога, но лишь в том случае, что Бог — творец всего сущего. Принцип власти божественен, но ее установление и использование может противоречить божественным предначертаниям.
По вопросу о формах государства Фома почти во всем следовал за Аристотелем. Он говорл о трех чистых, «правильных» формах (монархия, аристократия, полития) и трех извращенных (тирания, олигархия, демагогия или демократия). Принцип деления на «правильные» и «неправильные» формы — отношение к общему благу. «Правильные» государства представляют собой политическую власть, а «неправильные» — деспотическую. Первая основывается на праве и обычае, вторая — на произволе, она не ограничена правом.
Монархию Фома считал лучшей формой. Власть царя напоминает власть Бога. К тому же Иисус для своей церкви пожелал именно монархическую организацию.
По вопросу о соотношении церкви и государства Фома придерживался представлений, ставших для папства традиционными (верховенство церковной власти), но в умеренных формах.
При всей умеренности своих взглядов Фома проявлял нетерпимость в вопросах веры и призывал к решительной борьбе с еретиками. «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, — говорил он, — гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету». Он одобрял жестокую борьбу с вероотступниками. Превращение официального христианства в охранительную идеологию получило в учении Фомы законченные формы.
На вершине системы права — так называемый «вечный закон». Это божественное провидение, Бог создал мир с определенной целью.
Ограниченному человеческому сознанию вечный закон в его целостности недоступен. Но чтобы человек мог следовать божественному предопределению, он был наделен способностью постигать отдельные максимы вечного закона, распознавать то, что ему соответствует, а что — противоречит. Человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения. На этой основе он вырабатывает определенные рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Он порожден разумом человека подобно тому, как вечный закон заключен в божественном разуме. Естественный закон можно определить и как общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев.
Наконец, человеческий закон — позитивный, признается людьми по их воле. Аквинский разделяет традиционную для древности и Средневековья позицию: творить законы — не дело человека. Он может лишь признавать, что та или иная норма соответствует естественному закону и в таком случае человек обязан ей следовать. Законы создает природа, диктует разум, а человек лишь признает их, придает им четкую форму, санкцию.
Существует еще и божественный закон. Он представляет собой часть вечного закона, которая передается с помощью откровения. Божественный закон содержится в Библии и видениях святых. Три вида законов — божественный, естественный и человеческий, — должны ввести человека в круг действия вечного закона.
Из них наиболее несовершенен человеческий закон. Фома Аквинский предлагает проверять его с точки зрения соответствия естественному и божественному законам. Критерием служит религиозное сознание, нравственный, т.е. религиозный долг. Опираясь и на идеи ранних христиан, и на положения Аристотеля о несправедливом законе, Фома заявлял, что закону, не соответствующему естественным установлениям, можно не повиноваться. Принудительное осуществление такого закона — признак тирании. Однако, как и Аристотель, Фома ради общего спокойствия не запрещал их соблюдения. Он был гораздо категоричнее в отношении позитивного права, противоречащего божественному закону. Такие нормы не должны были соблюдаться.
Вывод: Учение Фомы, как принято считать, укрепило основы феодального государства. Оно стало одним из самых последовательных обоснований божественной природы власти.
- 1.Предмет, методы и функции Истории политических и правовых учений как учебной дисциплины.
- 3.Светские политико-правовые трактаты Древней Индии.
- 4.Политические и правовые идеи древнекитайского легизма и конфуцианства.
- 5. Две концепции идеального государства в творчестве Платона.
- 6.Этическая политико-правовая доктрина Аристотеля.
- 7. «Два града» Блаженного Августина.
- 8.Политико-правовая теория официальной средневековой схоластики Фомы Аквинского).
- 9.«Всемирная монархия» Данте Алигьери.
- 10.Политико-правовые взгляды эпохи Реформации м. Лютера и ж. Кальвина.
- 11.Учение о государстве и праве Марсилия Падуанского.
- 13.Политико-правовое учение Бенедикта (Баруха) Спинозы.
- 14.Новаторство политико-правовой доктрины н. Макиавелли.
- 15.Теория государственного суверенитета в доктрине ж. Бодена.
- 16.Политико-правовая концепция утопического социализма (т. Мор, т. Кампанелла).
- 17.Возникновение европейской теории естественного права. (г. Гроций).
- 18.Политико-правовые идеи т. Гоббса.
- 20.Политико-правовая доктрина ш. Монтескье.
- 22.Естественно–правовое учение с. Пуфендорфа.
- 23.Радикальное направление в политико-правовых учениях сша периода борьбы за независимость. (т. Пейн, т. Джефферсон).
- 24.Политико-правовые взгляды а. Гамильтона.
- 25.Консервативно-традиционалистские политико-правовые взгляды э. Бёрка и ж. Де Местра.
- 26.Политико-правовые аспекты классической немецкой философии.
- 27.Развитие концепции политического либерализма во Франции XIX в. (а. Констан, а. Токвиль).
- 28.Теория либерализма в Англии XIX в. (и. Бентам, б. Констан)
- 29.Развитие идей утопического социализма в политических теориях а. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна.
- 30.Западноевропейский анархизм (м. Штирнер, п.Ж. Прудон).
- 32.Зарождение идеологи юридического позитивизма (Дж.Остина).
- 33.Теории элит г. Моска, в. Парето, р. Михельс.
- 34.Учение о происхождении и функционировании государства л. Гумпиловича.
- 35.Политико- правовые идеи к. Маркса и ф. Энгельса.
- 36.Реалистическая теория права. Р. Йеринг.
- 37.Политическая идеология плюралистической демократии (политические взгляды г. Ласки).
- 38.«Чистая теория права» г. Кельзена.
- 39.Политико-правовые аспекты теории солидаризма л. Дюги.
- 40.Политико–правовые идеи национал-социализма в Германии и фашизма в Италии XX века.
- 41.Либерализм и консерватизм XX века. (ф. Хайек, к. Поппер, ф. Фукуяма).
- 42.Основные политико-правовые идеи «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
- 43.Внешнеполитические идеи «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве»
- 44.Проблема отношения власти и народа в «Поучении детям» в. Мономаха, «Молении Даниила Заточника».
- 45.Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
- 46.Политические и правовые воззрения Юрия Крижанича.
- 47.Программа укрепления самодержавия в челобитных и. Пересветова.
- Вопрос о власти
- Наместничество
- Судебная реформа
- 48.Политическая идеология Ивана IV.
- 49.Политические взгляды боярской оппозиции укреплению самодержавной власти (в произведениях а. Курбского).
- 50.Политические идеи «Временника» и. Тимофеева.
- 51.Политические учения и. Волоцого и н.Сорского.
- 52.Обоснование абсолютной самодержавной власти в произведениях ф. Прокоповича.
- 53.Социально-политические взгляды м.М. Щербатова.
- 54.Политическая идея ограниченной монархии в произведениях в.Н. Татищева.
- 55.Формирование идеологии русской буржуазии (по «Книге о скудости и богатстве» и. Посошкова).
- 56.«Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» Екатерины II.
- 57.Политико-правовые взгляды м.А. Сперанского.
- 58.Русская модель легитимизма н.М. Карамзина.
- 59.Эгалитарные идеи в произведениях я.П. Козельского.
- 60.Политико-правовая программа а.Н. Радищева.
- 61.Политические программы декабристов (п.И. Пестель, н.М. Муравьёв).
- 62. Психологическая теория права л.И. Петражицкого.
- 63. Правопонимание советского времени (м.А. Рейснер, е.Б. Пашуканис, а.Я. Вышинский).
- 64. Русский утопический социализм. (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский).
- 65. Идеология русского анархизма (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин).
- 66.Политико-правовые воззрения в.С. Соловьёва.
- 67. Русский либерализм конца XIX – начала XX вв. (с.А. Муромцев, м.А. Коркунов).
- 68.Теория возрождённого естественного права в России п.И. Новгородцева.
- 69.Психологическая школа права л. Петражицкого.
- 70Политико-правовое учение б.А. Кистяковского.
- 71.Охранительный либерализм б.Н. Чичерина.
- 71. Основные идеи русского консерватизма конца XIX – начала XX в. (к. Победоносцев, к. Леонтьев, л. Тихомиров).
- 72.Проблемы государственного строительства в работах в.И. Ленина и и.В. Сталина.
- 73.Евразийская модель строительства государства и права в России н. Алексеева.
- 74.Поиск наилучшей формы правления для постсоветской России в работах и.А. Ильина и и.Л. Солоневича.