logo
Вопросы к экзамену по курсу ИППУ 2011

30.Западноевропейский анархизм (м. Штирнер, п.Ж. Прудон).

П. Ж. Прудон (1809–1865) – французский публицист, экономист.

Прудон предлагал сохранить мелкое производство. Вся система взглядов Прудона проникнута реформизмом, враждебным рабочему классу. Прудон – противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы. Стачки рабочих объявлены им противозаконными. Для теоретических конструкций Прудона характерны:

1) субъективизм и идеализм;

2) игнорирование объективности экономических законов;

3) эклектицизм;

4) отрыв логического от исторического;

5) наличие абстрактных конструкций, так называемых “экономических сил“: разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность;

6) меновой подход.

Разделение труда, по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную (ведет к росту бедности, нищеты, безработицы). Задача состоит в том, чтобы устранить дурную и «улучшить» капиталистическое товарное хозяйство.

М. Штирнер (1806–1856), немецкий философ, основная работа которого«Единственный и его достояние» (1845).

Господство идеи есть, по Штирнеру, «поповство», «поповщина», которая перешла от католического средневековья в современность со сменой формы – люди теперь столь же религиозно поклоняются моральным, философским, социальным, национальным и иным «светским» ценностям. Поэтому переход от исторических размышлений к оценке современности дается Штирнеру легко – во все времена люди подчиняются давлению своих «попов» или «школьных наставников», их репрессивному господству.

Основной довод Штирнера – от «слабости» отдельного человека, подвергающегося давлению «мыслей» или моральным инвективам «школьных наставников». «Покорность» и «почтение», которых они требуют от своих подопечных, не существует для животных или детей, поскольку те находятся вне сферы «мыслей».

Штирнер отмечает, что признание «высших ценностей» столь уже укоренено, закрепилось «в народе», что от представителей «духовных интересов» заранее ожидают некоторого аскетизма и бескорыстия: «...священнику не подобает проявлять светское высокомерие, любить жизненные блага, участвовать в веселье, танцах и играх – короче, иметь, кроме „священного интереса“, еще какой-либо другой.

Штирнер считает, что всяческое давление на индивидов – моральное, интеллектуальное, религиозное – крайне эффективно, поскольку вызывает подчинение, страх, искреннее желание соответствовать предлагаемым ценностям («идеалам», «призванию», «высшим целям»).

31. Социологический позитивизм (О.Конта, Г.Спенсера).

Литература: Курс позитивной философии - сформировал понятие позитивизма и с точки зрения позитивной философии это практическая деятельность людей. Основные идеи:

1. выделяет три состояния познания и мышления в истории человеческого общества: а) теологическое, где действуют силы божественные.

б) метафизическое, сущностные силы. в) позитивное, механические силы. Сводил на нет влияние естественного права и естественного Z.

2. порядок и прогресс - главная формула эволюции развития общества; цель: наличие социальной солидарности в общественном взаимодействии.

3. оптимальные формы правления - социократия (проявление большинства) 4. цели политического переустройства - ликвидация среднего класса, создание социального союза, патрициата (богатых и пролетариата) 5. источником социального развития выступают три вещи:

а) раса б) климат в) собственно политическая деятельность.

Значительное внимание проблемам пол-ко-правовой теории уделялось в социологических конц-ях фил-их позитивис­тов. Наиболее видный из нихГербертСпенсер. "Принципы социологии" Общество и государство рассматривает как живой организм, по аналогии с развитием биологических механизмов. Следовательно Z развития биологической материи могут быть распространены на общество и государство; эти законы частично дублируются и в жизни общества и государства. К таким Z относят Z перехода от простого к сложному (интеграция) и от однородного к разнородному (диффузия). Основной метод который использует это метод аналогии, т.е. распространение законов органической жизни жизнь общества и государства. В обществе дифференциация вырастает из семьи. Власть мужчины над женщиной первоначальна, затем власть в обществе, появление домашнего рабства: подчиненность в зависимости от наличия имущества, этап завоевания. Первичная дифференциация в семье дополненная завоеванием и рабством приводит к политической дифференциации. Выделяют несколько типов структур общества:

1. патриархальное общество: построенное на домохозяйстве, власти мужа над женой, рабства как такового нет.

2. военное общество: период воинских завоеваний, расцвета рабовладения - цель - привлечение рабочей силы постепенно по принципу всеобщей готовности к ведению военных действий и всеобщей занятости в процессе труда. Т.о. появляются соц. группы: а) воины, б) те, кто обеспечивают воинов. В таком обществе жесткий порядок.

3. индустриальное общество, он связывает его с возникновением буржуазных отношений, эти отношения строит на принципе свободы, в нем есть представительская власть, в нем более развита частная собственность + еще и охраняется, происходит частично упразднение сословий, эк. отношения здесь строятся на основе свободной конкуренции. Он рассматривает социалистическую доктрину.