60.Политико-правовая программа а.Н. Радищева.
В трудах А.Н. Радищева можно выделить три основные политические проблемы , поставленные им. Первая - анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и самодержавия. Вторая - поиск путей и средств освобождения крестьян, обоснование народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становиться нетерпимым, а власть узурпируется тираном. И третья - намеченное слабее других, касается мыслей Радищева о построении общества, действительно удовлетворяющего потребностям трудящихся.
Термин " самодержавие " Радищев начинает употреблять именно в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Он рассматривает самодержавие как состояние "наипротивнейшее человеческому естеству
Мыслитель не верил в возможность обретения на троне просвещенного монарха.
Радищев также критикует и бюрократический аппарат , на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание на особенность российского управления - наличие самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом и с народом.
Радищев открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монархов . Его позиция определялась просветительской философией общественного договора, однако, он переносил акцент на различие в законной власти. Общество не передает никакому лицу всю полноту власти, оно лишь отчасти ограничивает свою свободу, чтобы дать место закону. В " законе " претворяется общая воля народа, которой "послушно" всякая другая власть.
Радищев уподоблял закон божеству , стражами коего являлись истина и правосудие. Перед ним равны все - и низшие и высшие; он единственный царь на земле. Посягать на закон, уклоняться от его установлений недопустимо ни для подданных, ни для монархов: в первом случае это будет преступлением, а во втором - тирания .
Власть , возвышающаяся над законом, плодит неравенство прав и "ласкательство", государи начинают жаждать божественных почестей, входит в союз с церковью, духовенством.
Свою позитивную схему Радищев конструирует, основываясь на положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства .
Причиной образования государства , по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Подобно Руссо, он связывает образование государства с возникновением частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.
При заключении договора народ является в ней определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к. это было бы противоестественным.
Положительное законодательство , издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве , в том случае, "если закон не имеет основания в естественном праве", он как закон не существует, т.к. содержанием права является справедливость , а не сила.
, бюрократический аппарат сокращается и становиться подконтрольным представительному органу.
Наилучшей политической организацией такого общества является республика , сформированная по образцу северно-русских республик Новгорода и Пскова.
Концепцию разделения властей Радищев не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя.
Государственное устройство России он представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государство сможет обеспечить народу его священные естественные права , которые заключаются "в свободе:
1) мысли;
2) слова;
3) деяния;
4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах;
5) в праве собственности и 6)быть судимым себе равными".
Разрабатывая основы законодательства , Радищев придерживался демократических принципов, утверждая "равную зависимость всех граждан от закона" и требования осуществления наказания лишь по суду, причем каждый судиться "равными себе гражданами".
Организацию правосудия он представлял себе системы земских судов, избираемых гражданами республики. В рассуждениях "О судебных местах" он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совестные . Он приветствовал учреждение именно совестных судов, усматривая в них большую пользу для населения.
В размышлениях о наказаниях Радищев склонялся к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций, полагая, "что жестокость и уродования не достигают в наказаниях цели".Он также высказывался против телесных наказаний. В юридических сочинениях Радищев с прогрессивных позиций разрешал проблемы гражданского и уголовного права.
- 1.Предмет, методы и функции Истории политических и правовых учений как учебной дисциплины.
- 3.Светские политико-правовые трактаты Древней Индии.
- 4.Политические и правовые идеи древнекитайского легизма и конфуцианства.
- 5. Две концепции идеального государства в творчестве Платона.
- 6.Этическая политико-правовая доктрина Аристотеля.
- 7. «Два града» Блаженного Августина.
- 8.Политико-правовая теория официальной средневековой схоластики Фомы Аквинского).
- 9.«Всемирная монархия» Данте Алигьери.
- 10.Политико-правовые взгляды эпохи Реформации м. Лютера и ж. Кальвина.
- 11.Учение о государстве и праве Марсилия Падуанского.
- 13.Политико-правовое учение Бенедикта (Баруха) Спинозы.
- 14.Новаторство политико-правовой доктрины н. Макиавелли.
- 15.Теория государственного суверенитета в доктрине ж. Бодена.
- 16.Политико-правовая концепция утопического социализма (т. Мор, т. Кампанелла).
- 17.Возникновение европейской теории естественного права. (г. Гроций).
- 18.Политико-правовые идеи т. Гоббса.
- 20.Политико-правовая доктрина ш. Монтескье.
- 22.Естественно–правовое учение с. Пуфендорфа.
- 23.Радикальное направление в политико-правовых учениях сша периода борьбы за независимость. (т. Пейн, т. Джефферсон).
- 24.Политико-правовые взгляды а. Гамильтона.
- 25.Консервативно-традиционалистские политико-правовые взгляды э. Бёрка и ж. Де Местра.
- 26.Политико-правовые аспекты классической немецкой философии.
- 27.Развитие концепции политического либерализма во Франции XIX в. (а. Констан, а. Токвиль).
- 28.Теория либерализма в Англии XIX в. (и. Бентам, б. Констан)
- 29.Развитие идей утопического социализма в политических теориях а. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна.
- 30.Западноевропейский анархизм (м. Штирнер, п.Ж. Прудон).
- 32.Зарождение идеологи юридического позитивизма (Дж.Остина).
- 33.Теории элит г. Моска, в. Парето, р. Михельс.
- 34.Учение о происхождении и функционировании государства л. Гумпиловича.
- 35.Политико- правовые идеи к. Маркса и ф. Энгельса.
- 36.Реалистическая теория права. Р. Йеринг.
- 37.Политическая идеология плюралистической демократии (политические взгляды г. Ласки).
- 38.«Чистая теория права» г. Кельзена.
- 39.Политико-правовые аспекты теории солидаризма л. Дюги.
- 40.Политико–правовые идеи национал-социализма в Германии и фашизма в Италии XX века.
- 41.Либерализм и консерватизм XX века. (ф. Хайек, к. Поппер, ф. Фукуяма).
- 42.Основные политико-правовые идеи «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
- 43.Внешнеполитические идеи «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве»
- 44.Проблема отношения власти и народа в «Поучении детям» в. Мономаха, «Молении Даниила Заточника».
- 45.Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
- 46.Политические и правовые воззрения Юрия Крижанича.
- 47.Программа укрепления самодержавия в челобитных и. Пересветова.
- Вопрос о власти
- Наместничество
- Судебная реформа
- 48.Политическая идеология Ивана IV.
- 49.Политические взгляды боярской оппозиции укреплению самодержавной власти (в произведениях а. Курбского).
- 50.Политические идеи «Временника» и. Тимофеева.
- 51.Политические учения и. Волоцого и н.Сорского.
- 52.Обоснование абсолютной самодержавной власти в произведениях ф. Прокоповича.
- 53.Социально-политические взгляды м.М. Щербатова.
- 54.Политическая идея ограниченной монархии в произведениях в.Н. Татищева.
- 55.Формирование идеологии русской буржуазии (по «Книге о скудости и богатстве» и. Посошкова).
- 56.«Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» Екатерины II.
- 57.Политико-правовые взгляды м.А. Сперанского.
- 58.Русская модель легитимизма н.М. Карамзина.
- 59.Эгалитарные идеи в произведениях я.П. Козельского.
- 60.Политико-правовая программа а.Н. Радищева.
- 61.Политические программы декабристов (п.И. Пестель, н.М. Муравьёв).
- 62. Психологическая теория права л.И. Петражицкого.
- 63. Правопонимание советского времени (м.А. Рейснер, е.Б. Пашуканис, а.Я. Вышинский).
- 64. Русский утопический социализм. (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский).
- 65. Идеология русского анархизма (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин).
- 66.Политико-правовые воззрения в.С. Соловьёва.
- 67. Русский либерализм конца XIX – начала XX вв. (с.А. Муромцев, м.А. Коркунов).
- 68.Теория возрождённого естественного права в России п.И. Новгородцева.
- 69.Психологическая школа права л. Петражицкого.
- 70Политико-правовое учение б.А. Кистяковского.
- 71.Охранительный либерализм б.Н. Чичерина.
- 71. Основные идеи русского консерватизма конца XIX – начала XX в. (к. Победоносцев, к. Леонтьев, л. Тихомиров).
- 72.Проблемы государственного строительства в работах в.И. Ленина и и.В. Сталина.
- 73.Евразийская модель строительства государства и права в России н. Алексеева.
- 74.Поиск наилучшей формы правления для постсоветской России в работах и.А. Ильина и и.Л. Солоневича.