logo
Вопросы к экзамену по курсу ИППУ 2011

7. «Два града» Блаженного Августина.

Заметной вехой в развитии пол-ко-правовой идеологии хр-кой церкви в эпоху рабовладения было учение епископа АврелияА.а(Северная Африка), про­званного православной церковью "Блаженный", а католической — признанного святым и учителем церкви. А., как и др-е епископы и выдающиеся цер-ные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви".  В произведении "О граде божием" А. писал, что в мире существует два гос-ва: "божий град" (церковь) и "град зем­ной" (гос-во). К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; гос-во — создание чел-кое, его цель — временная, оно создано насили­ем, держится принуждением.  Оправдание гос-ва в том, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут гос-ва разные: есть два вида земных царств. Одни — орг-и насилия и разбоя, они начинаются с бра­тоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетво­ряют грех, несправедливость, насилие, "об-во нечестивых". Др-е царства — это "хр-кие гос-ва", власть которых ос­нована на заботе о подвластных. В конечном счете оправдание гос-ва — в служении цер­кви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру не­бесному, сохранять и поддерживать единство образа чел-ких мыслей и желаний. А. — один из первых цер-ников, призывавших насиль­ственно приобщать к хр-кой церкви, вооруженным путем искоренять ереси.  Теократические идеи А.а в определенной мере осуще­ствились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и гос-ва, переплетение их механизмов создали тео­кратическую империю, задержавшую распад рабов-кого строя.

Вывод: с Августина Блаженного началась традиция различия светской и духовной власти. В средние века это соотношение будет реализовано в теории "Двух мечей" и будет использоваться в разрешении соперничества папы Римского и императоров.