9.«Всемирная монархия» Данте Алигьери.
Основа этического и политического идеала Данте - учение о всеобщем мире как главномусловии счастья. Метод изложения концепции у Данте во многом носит схоластический характер. Вместе с тем,нельзя не отметить и рационалистические моменты вего изучении государственно-правовых институтов. Мир политического, по его мнению, находится во власти человека и нуждается в изучении с позиций разума.Происхождение и современное состояние государства. Вслед Аристотелю Данте полагал, что человек является общественным существом, что естественно приводит к образованию государства: Подобно тому как отдельный человек тяготеет к семейной жизни, точно также и отдельный дом нуждается в соседстве с другими, в противоположном случае многое препятствовалобы счастью... Но и городу для процветания ремесел изащиты потребно общение и дружба с соседними городами; и для этого было создано государство.Согласно мыслителю, после грехопадения человек ока-зался во власти страстей, наиболее опасная из которыхдля общества - алчность. Государство заражается алчностью людей и вступает в корыстную борьбу со своїми гражданами и другими государствами: Однако, так как человеческая душа не успокаивается, получив во владение определенное количество земли, но всегда жаждетславы новых приобретений, то между государствами возникают усобицы и войны, которые несут бедствия городам, а в городах - бедствия соседям, отдельным домам, а в домах - человеку, и все это препятствует счастью. Данте полагал, что этническая, социальная, политическая раздробленность мира суть следствия катастрофы, которой закончилось строительство вавилонской башни. Божье наказание человеческой гордыни заклю-чалось в смешении языков и разрушении единого человеческого сообщества.Данте не принимал ни одну из современных ему государственных форм, считая, что и демократия, и олигархия, и тирания порабощают род человеческий. Отвергает мыслитель и монархию, если она не является всемирной империей, а представляет собой локальное королевство.
Его глу-бокое разочарование в существующей политической действительности и духовной жизни отразилось в <Божественной комедии>, первая книга которой - Ад -полна нечестивыми политиками и священниками.Политический идеал. В противовес политическому партикуляризму, столь характерному для средневековья, Данте выдвинул в качестве идеала единую светскую всемирную империю. Доказывая ее необходимость, Данте использует категорию конечной цели, которая является началом всего сущего. Богом определены различные цели: цель бытия отдельного человека, цель селе-ния, города, отдельного королевства и, наконец, человеческого рода. Конечная цель будет общей для всехгосударств: Этой конечной целью, по Данте, является мир Вот почему из уст Спасителя рода человеческого прозвучал спасительный привет: <Мир вам>.Всеобщий мир, по Данте, - это не просто состояние,противоположное войне, но состояние правды, справедливости и законности. Для достижения этого состояния необходима всемирная монархия. Данте доказывает это положение средствами как теологии, так и рационализма. Ссылаясь на Библию, он указывает, что: <Всякое царство, разделившееся в себе самом, опустеет>. Человечество - часть Вселенной, которая управляется Богом как единым началом. Следовательно, и человечество должно управляться единым монархом. Согласно принципу подобия, человечество тогда в наибольшей степени подобно Богу, когда оно едино. Наконец, единая власть империи подобна в отношении человечества перводвигателю (которым является Бог). Так же, как и его управление дарует природе наилучшее состояние, так и монархия дарует благоденствие человечеству.
Для Данте характерен синтез античного и средневекового правопонимания. Вслед за античными философами Данте различает право и закон, причем критерием разграничения выступает соответствие закона общему благу. Если законы <не направлены ко благу тех, кто находится
под законом, они законны лишь по имени, на деле же таковыми быть не могут. Ведь законами надлежит свя-
зывать людей друг с другом ради общей пользы>. С другой стороны, в духе теологического видения мира право представало у Данте как созвучие Божественной воле. Право выступает у него как необходимый инструмент упорядочения жизни общества. Ключевые идеи права - справедливость и свобода. Справедливость в понимании Данте есть правовой порядок, при котором власть используется исключительно ради общей пользы. Новым, по сравнению и с античным, и со средневековым
правосознанием является отнесение к правовым ценно стям свободы. В понимании Данте свобода - это такое состояние, когда люди существуют ради самих себя, но не ради чего-то или кого-то другого.
Наконец, новаторскими, если учитывать обстановку средневековья, звучали положения о предшествовании
права государству, определение государства как правового установления. Антитеократическая политико-правовая концепція Данте во многом опередила свое время. Если принципразделения духовной и светской власти обосновывалсяи другими средневековыми учеными, то слова о право-вом характере государства были новаторскими. Они и сегодня звучат актуально.В концепции Данте мы можем увидеть прообраз со-временного мирового сообщества и международного права,идею верховенства естественного права над внутригосударственным. Но наиболее важной представляется заявленная имидея самоценности человеческой личности, когда человек и его права есть цель, а не объект или средство политики.
- 1.Предмет, методы и функции Истории политических и правовых учений как учебной дисциплины.
- 3.Светские политико-правовые трактаты Древней Индии.
- 4.Политические и правовые идеи древнекитайского легизма и конфуцианства.
- 5. Две концепции идеального государства в творчестве Платона.
- 6.Этическая политико-правовая доктрина Аристотеля.
- 7. «Два града» Блаженного Августина.
- 8.Политико-правовая теория официальной средневековой схоластики Фомы Аквинского).
- 9.«Всемирная монархия» Данте Алигьери.
- 10.Политико-правовые взгляды эпохи Реформации м. Лютера и ж. Кальвина.
- 11.Учение о государстве и праве Марсилия Падуанского.
- 13.Политико-правовое учение Бенедикта (Баруха) Спинозы.
- 14.Новаторство политико-правовой доктрины н. Макиавелли.
- 15.Теория государственного суверенитета в доктрине ж. Бодена.
- 16.Политико-правовая концепция утопического социализма (т. Мор, т. Кампанелла).
- 17.Возникновение европейской теории естественного права. (г. Гроций).
- 18.Политико-правовые идеи т. Гоббса.
- 20.Политико-правовая доктрина ш. Монтескье.
- 22.Естественно–правовое учение с. Пуфендорфа.
- 23.Радикальное направление в политико-правовых учениях сша периода борьбы за независимость. (т. Пейн, т. Джефферсон).
- 24.Политико-правовые взгляды а. Гамильтона.
- 25.Консервативно-традиционалистские политико-правовые взгляды э. Бёрка и ж. Де Местра.
- 26.Политико-правовые аспекты классической немецкой философии.
- 27.Развитие концепции политического либерализма во Франции XIX в. (а. Констан, а. Токвиль).
- 28.Теория либерализма в Англии XIX в. (и. Бентам, б. Констан)
- 29.Развитие идей утопического социализма в политических теориях а. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна.
- 30.Западноевропейский анархизм (м. Штирнер, п.Ж. Прудон).
- 32.Зарождение идеологи юридического позитивизма (Дж.Остина).
- 33.Теории элит г. Моска, в. Парето, р. Михельс.
- 34.Учение о происхождении и функционировании государства л. Гумпиловича.
- 35.Политико- правовые идеи к. Маркса и ф. Энгельса.
- 36.Реалистическая теория права. Р. Йеринг.
- 37.Политическая идеология плюралистической демократии (политические взгляды г. Ласки).
- 38.«Чистая теория права» г. Кельзена.
- 39.Политико-правовые аспекты теории солидаризма л. Дюги.
- 40.Политико–правовые идеи национал-социализма в Германии и фашизма в Италии XX века.
- 41.Либерализм и консерватизм XX века. (ф. Хайек, к. Поппер, ф. Фукуяма).
- 42.Основные политико-правовые идеи «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
- 43.Внешнеполитические идеи «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве»
- 44.Проблема отношения власти и народа в «Поучении детям» в. Мономаха, «Молении Даниила Заточника».
- 45.Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
- 46.Политические и правовые воззрения Юрия Крижанича.
- 47.Программа укрепления самодержавия в челобитных и. Пересветова.
- Вопрос о власти
- Наместничество
- Судебная реформа
- 48.Политическая идеология Ивана IV.
- 49.Политические взгляды боярской оппозиции укреплению самодержавной власти (в произведениях а. Курбского).
- 50.Политические идеи «Временника» и. Тимофеева.
- 51.Политические учения и. Волоцого и н.Сорского.
- 52.Обоснование абсолютной самодержавной власти в произведениях ф. Прокоповича.
- 53.Социально-политические взгляды м.М. Щербатова.
- 54.Политическая идея ограниченной монархии в произведениях в.Н. Татищева.
- 55.Формирование идеологии русской буржуазии (по «Книге о скудости и богатстве» и. Посошкова).
- 56.«Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» Екатерины II.
- 57.Политико-правовые взгляды м.А. Сперанского.
- 58.Русская модель легитимизма н.М. Карамзина.
- 59.Эгалитарные идеи в произведениях я.П. Козельского.
- 60.Политико-правовая программа а.Н. Радищева.
- 61.Политические программы декабристов (п.И. Пестель, н.М. Муравьёв).
- 62. Психологическая теория права л.И. Петражицкого.
- 63. Правопонимание советского времени (м.А. Рейснер, е.Б. Пашуканис, а.Я. Вышинский).
- 64. Русский утопический социализм. (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский).
- 65. Идеология русского анархизма (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин).
- 66.Политико-правовые воззрения в.С. Соловьёва.
- 67. Русский либерализм конца XIX – начала XX вв. (с.А. Муромцев, м.А. Коркунов).
- 68.Теория возрождённого естественного права в России п.И. Новгородцева.
- 69.Психологическая школа права л. Петражицкого.
- 70Политико-правовое учение б.А. Кистяковского.
- 71.Охранительный либерализм б.Н. Чичерина.
- 71. Основные идеи русского консерватизма конца XIX – начала XX в. (к. Победоносцев, к. Леонтьев, л. Тихомиров).
- 72.Проблемы государственного строительства в работах в.И. Ленина и и.В. Сталина.
- 73.Евразийская модель строительства государства и права в России н. Алексеева.
- 74.Поиск наилучшей формы правления для постсоветской России в работах и.А. Ильина и и.Л. Солоневича.