logo
Вопросы к экзамену по курсу ИППУ 2011

9.«Всемирная монархия» Данте Алигьери.

Основа этического и политического идеала Данте - учение о всеобщем мире как главномусловии счастья. Метод изложения концепции у Данте во многом носит схоластический характер. Вместе с тем,нельзя не отметить и рационалистические моменты вего изучении государственно-правовых институтов. Мир политического, по его мнению, находится во власти человека и нуждается в изучении с позиций разума.Происхождение и современное состояние государства. Вслед Аристотелю Данте полагал, что человек является общественным существом, что естественно приводит к образованию государства: Подобно тому как отдельный человек тяготеет к семейной жизни, точно также и отдельный дом нуждается в соседстве с другими, в противоположном случае многое препятствовалобы счастью... Но и городу для процветания ремесел изащиты потребно общение и дружба с соседними городами; и для этого было создано государство.Согласно мыслителю, после грехопадения человек ока-зался во власти страстей, наиболее опасная из которыхдля общества - алчность. Государство заражается алчностью людей и вступает в корыстную борьбу со своїми гражданами и другими государствами: Однако, так как человеческая душа не успокаивается, получив во владение определенное количество земли, но всегда жаждетславы новых приобретений, то между государствами возникают усобицы и войны, которые несут бедствия городам, а в городах - бедствия соседям, отдельным домам, а в домах - человеку, и все это препятствует счастью. Данте полагал, что этническая, социальная, политическая раздробленность мира суть следствия катастрофы, которой закончилось строительство вавилонской башни. Божье наказание человеческой гордыни заклю-чалось в смешении языков и разрушении единого человеческого сообщества.Данте не принимал ни одну из современных ему государственных форм, считая, что и демократия, и олигархия, и тирания порабощают род человеческий. Отвергает мыслитель и монархию, если она не является всемирной империей, а представляет собой локальное королевство.

Его глу-бокое разочарование в существующей политической действительности и духовной жизни отразилось в <Божественной комедии>, первая книга которой - Ад -полна нечестивыми политиками и священниками.Политический идеал. В противовес политическому партикуляризму, столь характерному для средневековья, Данте выдвинул в качестве идеала единую светскую всемирную империю. Доказывая ее необходимость, Данте использует категорию конечной цели, которая является началом всего сущего. Богом определены различные цели: цель бытия отдельного человека, цель селе-ния, города, отдельного королевства и, наконец, человеческого рода. Конечная цель будет общей для всехгосударств: Этой конечной целью, по Данте, является мир Вот почему из уст Спасителя рода человеческого прозвучал спасительный привет:  <Мир вам>.Всеобщий мир, по Данте, - это не просто состояние,противоположное войне, но состояние правды, справедливости и законности. Для достижения этого состояния необходима всемирная монархия. Данте доказывает это положение средствами как теологии, так и рационализма. Ссылаясь на Библию, он указывает, что: <Всякое царство, разделившееся в себе самом, опустеет>. Человечество - часть Вселенной, которая управляется Богом как единым началом. Следовательно, и человечество должно управляться единым монархом. Согласно принципу подобия, человечество тогда в наибольшей степени подобно Богу, когда оно едино. Наконец, единая власть империи подобна в отношении человечества перводвигателю (которым является Бог). Так же, как и его управление дарует природе наилучшее состояние, так и монархия дарует благоденствие человечеству.

Для Данте характерен синтез античного и средневекового правопонимания. Вслед за античными философами Данте различает право и закон, причем критерием разграничения выступает соответствие закона общему благу. Если законы <не направлены ко благу тех, кто находится

под законом, они законны лишь по имени, на деле же таковыми быть не могут. Ведь законами надлежит свя-

зывать людей друг с другом ради общей пользы>. С другой стороны, в духе теологического видения мира право представало у Данте как созвучие Божественной воле. Право выступает у него как необходимый инструмент упорядочения жизни общества. Ключевые идеи права - справедливость и свобода. Справедливость в понимании Данте есть правовой порядок, при котором власть используется исключительно ради общей пользы. Новым, по сравнению и с античным, и со средневековым

правосознанием является отнесение к правовым ценно стям свободы. В понимании Данте свобода - это такое состояние, когда люди существуют ради самих себя, но не ради чего-то или кого-то другого.

Наконец, новаторскими, если учитывать обстановку средневековья, звучали положения о предшествовании

права государству, определение государства как правового установления. Антитеократическая политико-правовая концепція Данте во многом опередила свое время. Если принципразделения духовной и светской власти обосновывалсяи другими средневековыми учеными, то слова о право-вом характере государства были новаторскими. Они и сегодня звучат актуально.В концепции Данте мы можем увидеть прообраз со-временного мирового сообщества и международного права,идею верховенства естественного права над внутригосударственным. Но наиболее важной представляется заявленная имидея самоценности человеческой личности, когда человек и его права есть цель, а не объект или средство политики.