43.Внешнеполитические идеи «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве»
Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Источником современной осведомленности русских летописцев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из трудов античных авторов и оригинальные памятники (былевой эпос, сказания, песни и т.д.).
Создание " Повести временных лет ", явившейся впоследствии основанием всего летописания, приписывается монаху Киево-Печерской Лавры Нестору. Летописец задался целью выяснить: происхождение Русского государства, законность княжеской династии, историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также роль и место Руси во всемирно-историческом процессе.
Происхождение государства имеет традиционно-легендарное объяснение, основанное на неписаном договоре в виде акта призвания трех норманских князей Рюрика, Синеуса, Трувора, которое исходило будто бы от ильменских племен. Они были призваны для объединения местных племен.
Подобное "объяснение" разрешало сразу несколько политических проблем: утверждалась законность происхождения верховной власти (не насилием, не обманом, а призванием, приглашением) и братства князей, основанного на родоначалии правящей династии, в результате чего они должны объединиться.
В идее призвания содержалась необходимость показать единство русского государства, законность деятельности великого князя и недопустимость сопротивления со стороны вассалов-князей.
В современной литературе ведется много споров о построении этим первым историком Русского государства концепции "приглашения" варяжских династий.
Описание политических событий Нестор дополнил некоторыми современными фактами. Он рассказал о набеге половецкого хана Боняка и походе Святополка на половцев, проведя идею необходимости отражения врагов Русской земли в целях сохранения ее единства и независимости. Летописец отметил мирный характер политики славян.
Анализ и изложение исторического материала, основанного на фактах, придают повествованию злободневность и вводят его в круг насущных социально-политических проблем, а современная действительность получила в летописи острые политические оценки.
"Повесть временных лет" отличается высокой языковой культурой. В жизнеописаниях князей применялось очень емкая и меткая юридико-политическая терминология.
Одним из древнейших русских произведений, посвященных разработке этой традиционной в политической мысли темы, является " Слово о полку Игореве ". Автор "Слова..." занял независимую патриотическую позицию, которая выражала интересы всего народа. В своем произведении он практически рассмотрел все основные политические идеи эпохи.
Прежние князья воспринимались как образец для подражания современным. Автор не раз подчеркивает, что княжеские междоусобицы несут гибель простым людям.
Историческим идеалом "Слова..." является более хронологически близкое время княжения Владимира Мономаха, а сам князь Владимир рассматривается как образ традиционного идеального правителя . Однако автор понимает, что время полного единодержавия миновало, поэтому он ограничивается призывами к подчинению Киевскому князю, которому оно предписывает функции общерусского руководства.
В соответствии с традициями автор "Слова..." законной считает только такую власть , которая приобретается "не победными жребиями" и ее военными успехами, а законным путем.
Также традиционно он утверждает обязанность правителей заботиться о подданных , что прежде сего означает обеспечение безопасности пахарю, возделывателю земли, мирной жизни.
Центральная идея - объединение Русской земли под властью великого князя, и война в связи с этим признается только необходимой мерой для отражения нападения.
В "Слове..." рассказывается о том, что Куликовская битва, а затем стояние на реке Угре принесли независимость Московскому государству и усиление великокняжеской власти.
Идеи единения Руси и победа в борьбе с татаро-монголами привело к укреплению Московского государства. Этой же цели послужил брак Ивана III с Софьей Палеолог (племянница последнего византийского правителя) и в России появляется герб Византийской империи - двухглавый орел (конец 15 - начало 16 веков).
- 1.Предмет, методы и функции Истории политических и правовых учений как учебной дисциплины.
- 3.Светские политико-правовые трактаты Древней Индии.
- 4.Политические и правовые идеи древнекитайского легизма и конфуцианства.
- 5. Две концепции идеального государства в творчестве Платона.
- 6.Этическая политико-правовая доктрина Аристотеля.
- 7. «Два града» Блаженного Августина.
- 8.Политико-правовая теория официальной средневековой схоластики Фомы Аквинского).
- 9.«Всемирная монархия» Данте Алигьери.
- 10.Политико-правовые взгляды эпохи Реформации м. Лютера и ж. Кальвина.
- 11.Учение о государстве и праве Марсилия Падуанского.
- 13.Политико-правовое учение Бенедикта (Баруха) Спинозы.
- 14.Новаторство политико-правовой доктрины н. Макиавелли.
- 15.Теория государственного суверенитета в доктрине ж. Бодена.
- 16.Политико-правовая концепция утопического социализма (т. Мор, т. Кампанелла).
- 17.Возникновение европейской теории естественного права. (г. Гроций).
- 18.Политико-правовые идеи т. Гоббса.
- 20.Политико-правовая доктрина ш. Монтескье.
- 22.Естественно–правовое учение с. Пуфендорфа.
- 23.Радикальное направление в политико-правовых учениях сша периода борьбы за независимость. (т. Пейн, т. Джефферсон).
- 24.Политико-правовые взгляды а. Гамильтона.
- 25.Консервативно-традиционалистские политико-правовые взгляды э. Бёрка и ж. Де Местра.
- 26.Политико-правовые аспекты классической немецкой философии.
- 27.Развитие концепции политического либерализма во Франции XIX в. (а. Констан, а. Токвиль).
- 28.Теория либерализма в Англии XIX в. (и. Бентам, б. Констан)
- 29.Развитие идей утопического социализма в политических теориях а. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна.
- 30.Западноевропейский анархизм (м. Штирнер, п.Ж. Прудон).
- 32.Зарождение идеологи юридического позитивизма (Дж.Остина).
- 33.Теории элит г. Моска, в. Парето, р. Михельс.
- 34.Учение о происхождении и функционировании государства л. Гумпиловича.
- 35.Политико- правовые идеи к. Маркса и ф. Энгельса.
- 36.Реалистическая теория права. Р. Йеринг.
- 37.Политическая идеология плюралистической демократии (политические взгляды г. Ласки).
- 38.«Чистая теория права» г. Кельзена.
- 39.Политико-правовые аспекты теории солидаризма л. Дюги.
- 40.Политико–правовые идеи национал-социализма в Германии и фашизма в Италии XX века.
- 41.Либерализм и консерватизм XX века. (ф. Хайек, к. Поппер, ф. Фукуяма).
- 42.Основные политико-правовые идеи «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
- 43.Внешнеполитические идеи «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве»
- 44.Проблема отношения власти и народа в «Поучении детям» в. Мономаха, «Молении Даниила Заточника».
- 45.Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
- 46.Политические и правовые воззрения Юрия Крижанича.
- 47.Программа укрепления самодержавия в челобитных и. Пересветова.
- Вопрос о власти
- Наместничество
- Судебная реформа
- 48.Политическая идеология Ивана IV.
- 49.Политические взгляды боярской оппозиции укреплению самодержавной власти (в произведениях а. Курбского).
- 50.Политические идеи «Временника» и. Тимофеева.
- 51.Политические учения и. Волоцого и н.Сорского.
- 52.Обоснование абсолютной самодержавной власти в произведениях ф. Прокоповича.
- 53.Социально-политические взгляды м.М. Щербатова.
- 54.Политическая идея ограниченной монархии в произведениях в.Н. Татищева.
- 55.Формирование идеологии русской буржуазии (по «Книге о скудости и богатстве» и. Посошкова).
- 56.«Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» Екатерины II.
- 57.Политико-правовые взгляды м.А. Сперанского.
- 58.Русская модель легитимизма н.М. Карамзина.
- 59.Эгалитарные идеи в произведениях я.П. Козельского.
- 60.Политико-правовая программа а.Н. Радищева.
- 61.Политические программы декабристов (п.И. Пестель, н.М. Муравьёв).
- 62. Психологическая теория права л.И. Петражицкого.
- 63. Правопонимание советского времени (м.А. Рейснер, е.Б. Пашуканис, а.Я. Вышинский).
- 64. Русский утопический социализм. (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский).
- 65. Идеология русского анархизма (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин).
- 66.Политико-правовые воззрения в.С. Соловьёва.
- 67. Русский либерализм конца XIX – начала XX вв. (с.А. Муромцев, м.А. Коркунов).
- 68.Теория возрождённого естественного права в России п.И. Новгородцева.
- 69.Психологическая школа права л. Петражицкого.
- 70Политико-правовое учение б.А. Кистяковского.
- 71.Охранительный либерализм б.Н. Чичерина.
- 71. Основные идеи русского консерватизма конца XIX – начала XX в. (к. Победоносцев, к. Леонтьев, л. Тихомиров).
- 72.Проблемы государственного строительства в работах в.И. Ленина и и.В. Сталина.
- 73.Евразийская модель строительства государства и права в России н. Алексеева.
- 74.Поиск наилучшей формы правления для постсоветской России в работах и.А. Ильина и и.Л. Солоневича.