Деятельность белорусских учреждений и организаций в тылу – Академия наук бсср, вуз, детские дома и т.Д.
В годы Великой Отечественной войны в эвакуации находились не только промышленные и сельскохозяйственные предприятия Беларуси, но и учреждения науки и культуры, а также общественные организации.
Так, по решению Совета по эвакуации при СНК СССР от 7 июля 1941 г. члены АН БССР и другие высококвалифицированные учёные были направлены в Ташкент на работу в научно-исследовательские и высшие учебные учреждения. Несмотря на трудности эвакуации, организационная целостность Академии наук не была утрачена. 6 января 1942 г. в Ташкенте состоялось первое после эвакуации из Минска заседание Президиума АН БССР под председательством вице-президента академика С. Липатова, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с возобновлением деятельности Академии наук БССР.
Дальнейшим шагом по консолидации научной интеллигенции явилась академическая сессия в Казани, прошедшая 12 – 13 марта 1942 г. Принятый на ней план работы стал существенным шагом в перестройке работы академии. В военные годы её президентом являлся академик К. Горев, вице-президентами – академики Я. Колас (К. Мицкевич), В. Леонов, С. Липатов, членами Президиума – академики А. Прокопчук, А. Жебрак, О. Кедров-Зихман, В. Лубяко, Н. Акулов, учёным секретарем – член-корреспондент В. Шемпель. Общая численность работавших составляла чуть более 100 человек.
В октябре 1943 г. в Москве начал работу Президиум АН БССР под руководством президента К. Горева, возобновилась деятельность отделений наук, а в первой половине 1944 г. все довоенные институты академии были восстановлены в Москве809.
Учённые сконцентрировались на исследованиях, которые могли быть выполнены в короткие сроки, а их итоги были нужны фронту, хозяйству. Так, члены-корреспонденты АН БССР Б. Ерофеев и А. Розин провели важное для оборонной промышленности исследование по определению нахождения редких элементов ванадия и лития в горных породах Урало-Волжского региона. Работая начальником лаборатории во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ), Б. Ерофеев участвовал также в разработке и организации производства прозрачной пуленепробиваемой брони для боевых самолетов. По итогам проведённых исследований он стал лауреатом Государственной премии СССР II степени810. После освобождения Минска, с 1944 г., он одновременно с работой в ВИАМ принимал участие в восстановлении Института химии, уделяя при этом большое внимание подготовке научных кадров.
Академик С. Липатов, учитывая угрозу развязывания нацистской Германией химической войны, разработал метод использования белков жмыха для пропитки защитных тканей, практическое применение которого успешно было проведено в полевых условиях.
Член-корреспондент Н. Ермоленко активно участвовал в решении проблемы обессеривания среднеазиатских нефтей и деэмульгации бугурусланской нефти. Все результаты были переданы для освоения в производство. Академик Н. Акулов сконструировал надежный аппарат для определения содержания металлов в рудах, который был передан в серийное производство, работал над совершенствованием приборов неразрушающего контроля промышленной продукции, которые широко применялись в оборонной промышленности. Академик Т. Годнев внёс вклад в создание методов сохранения витаминов в продуктах, подлежащих длительному хранению. Академик Е. Алексеев участвовал в разработке приёмов сева и выращивания сахарной свеклы в Узбекистане, где эта культура внедрялась впервые, а академик О. Кедров-Зихман предложил новые методы применения удобрений. Учёные Института торфа разрабатывали технологические приемы для процесса комплексной переработки торфа с получением кокса и моторного топлива811.
Известный генетик А. Жебрак в годы война работал над выведением новых, улучшенных сортов пшеницы, смог вывести из Беларуси во время эвакуации ряд ценных популяций, проводил их селекционирование. После освобождения Беларуси передал в Министерство земледелия около 3 т. элитного зерна своей селекции812.
Немаловажное значение в условиях ведения боевых действий при наличии огромного количества раненных имели разработки учёных-медиков по изготовлению новых лекарственных средств. Так, под руководством академика АН БССР А. Прокопчука была организована в Сталинабаде (Узбекистан) лаборатория по производству таких ценных медицинских препаратов как сульфат-сульфидин, окрихин и др. Член-корреспондент АН БССР Д. Голуб выполнял исследования, которые позволили выработать способы восстановления нервных стволов в организме человека, повреждённых в результате боевой травмы813.
Нельзя обойти вниманием деятельность учёных-историков, оказавшихся в силу различных обстоятельств в разных регионах. На май 1942 г. по архивным сведениям они находились почти в десятке мест. Например, бывшие преподаватели БГУ и Минского пединститута: Л. Каган в Ташкенте, Г. Лившиц в Кзыл-Орде, В. Перцев в Ижевске, А. Пьянков в Молотове (теперь г. Пермь), И. Чимбург в Свердловске, В. Шевченко в Йошкар-Оле, Л. Шнеерсон в Нижнем Тагиле и т.д. К. Поликарпович устроился на работу геологом в Центрально-Казахстанской области Казахской ССР, во время экспедиций проводил и археологические исследования, в 1941 г. обнаружил одну стоянку человека времён неолита и бронзы, а в 1942 г. – свыше 30 таких стоянок814.
В годы Великой Отечественной войны часть сотрудников Института истории АН БССР находились в советском тылу. Следует отметить, что сотрудники института сражались с немецкими захватчиками в рядах Красной Армии (Д. Дудков, И. Залесский, З. Копысский, Е. Корнейчик, И. Лочмель (погиб на фронте), подпольщиком был учёный секретарь института Н. Махнач (расстрелян немцами в 1944 г.).
Таким образом, только после освобождения Беларуси в АН БССР возобновили деятельность институты – истории; языка, литературы и искусства; экономики; социалистического сельского хозяйства; геологии; теоретической и клинической медицины; торфа; химии; физико-техническая лаборатория; водохозяйственный сектор; Ботанический сад и др., где проводились исследования главным образом по довоенной тематике. 31 октября 1944 г. СНК БССР и ЦК КП(б)Б приняли постановление «О мероприятиях по возобновлению работы Академии наук БССР». Согласно этому постановлению необходимо было полностью восстановить довоенную сеть научно-исследовательских учреждений академии. В план первоочередного строительства на 1945 г. было включено восстановление главного корпуса АН БССР, издательства и типографии. Уже к началу 1950-х гг. научный потенциал Беларуси был практически восстановлен; значительную помощь в этом оказали АН СССР и академии наук союзных республик.
Что касается высших учебных заведений, то большая их часть была эвакуирована на Урал. Так, в начале войны Витебский государственный медицинский институт был эвакуирован в Челябинск, затем в 1943 г. – в Ярославль. Впоследствии на его базе был создан Ярославский медицинский институт. В 1944 г. часть сотрудников института возвратилась в Минск, участвовала в восстановлении Минского медицинского института. И только в 1946 г. институт возвратился на родную Витебщину815. За два дня до оккупации города также был эвакуирован в Челябинскую область и Витебский пединститут с небольшим количеством самого ценного оборудования, учебных пособий, с несколькими десятками студентов и научных работников816.
В начале военных действий 1941 г. Белорусский государственный университет был закрыт, а его основные фонды эвакуированы. 15 мая 1943 г. Совнарком СССР принял постановление «О возобновлении работы Белорусского государственного университета». Место для него было определено недалеко от Москвы на станции Сходня. Московский университет вместе с другими вузами столицы передал большое количество учебного и научного оборудования, учебников и наглядных пособий, 18 тысяч томов научной литературы. В октябре 1943 г. к занятиям приступили около 300 человек, с ними работали 900 преподавателей, а в июле 1944 г. первая группа белорусских студентов возвратилась в Минск, а уже осенью начались регулярные занятия817.
Кроме того, белорусский лесотехнический институт по решению правительства СССР был эвакуирован в Свердловск, а в сентябре 1941 г. по приказу Наркомлеса СССР был объединён с Уральским лесотехническим институтом. В мае 1943 г. правительством БССР было принято решение о восстановлении в Ярославле Белорусского медицинского института818.
Интеллигенция, находившаяся в тылу, также привнесла свой вклад в приближение победы. Формы её участия в основном были агитационными, пропагандистскими, что и требовалось в условиях войны. Так, белорусские журналисты издавали в тылу газету «Савецкая Беларусь» (печаталась в Орле, Казани и Москве), агитационные плакаты «Раздавім фашысцкую гадзіну» и «Партызанская дубінка», весь тираж которых забрасывался на территорию оккупированной Беларуси.
В работе периодических изданий активно участвовали и литераторы: Я. Купала до трагической смерти в июне 1942 г. публиковал в различных газетах и журналах свои стихотворения «Не будзе беларус рабом нямецкіх баронаў», «Кліч да беларускага народа», «Беларускім партызанам» и др.; Я. Колас сотрудничал с среднеазиатскими изданиями «Правда Востока», «Кзыл-Узбекистан» и др.; М. Лыньков и К. Чорный также публикуются в периодической печати военного времени и т.д.819
Общим делом журналистов и литераторов была радиостанция «Савецкая Беларусь», передачи которой транслировались из Москвы. Их ежедневный объём составлял свыше четырёх часов и велся пять раз, а с осени 1943 г. – семь раз в сутки. Кроме известий с фронтов, сводок Совинформбюро, докладов и приказов Верховного Главнокомандующего, радиостанция передавала принятые сообщения из партизанских отрядов, рассказывала о трудовых подвигах советского народа, о производственных успехах коллективов предприятий Беларуси, эвакуированных в тыловые районы страны, о деятельности союзных и республиканских государственных и партийных органов, международных событиях. Постоянными в передачах были рубрики «Вести с Советской Родины», «По Советскому Союзу», «Сообщения из-за границы». Перед микрофоном выступали Я. Колас, К. Крапива, К. Чорный, М. Танк, П. Бровка, П. Глебка и другие видные писатели, белорусские артисты JI. Александровская, Р. Млодек, Д. Орлов, П. Молчанов. По радио передавались выступления командиров и комиссаров партизанских отрядов и бригад, находившихся в советском тылу по вызову или на лечении. Регулярно читались письма партизанам от родных и близких. Отдел молодежного радиовещания «Савецкай Беларусі» только с 1 февраля по 20 июня 1943 г. подготовил 505 передач, включавших в программу более тысячи различных материалов о жизни и труде советских людей, о злодеяниях оккупантов, о боевых делах партизан. Активное участие в подготовке передач для молодежи принимали секретари ЦК ЛКСМБ М. Зимянин, К. Мазуров, С. Притыцкий, Ф. Сургаздов. Они хорошо знали жизнь партизан, подпольных комсомольских и молодежных патриотических организаций, ярко рассказывали о ней радиослушателям820. А в марте 1944 г. из Гомеля на Беларусь начала вещание ещё одна республиканская радиостанция – имени СНК БССР821.
Не менее плодотворно работали в советском тылу эвакуированные театры: БДТ-1 – в Томске, БДТ-2 – в Уральске (Казахстан) и в Орехово-Зуеве, Белорусский государственный театр оперы и балета – в Горьком, Государственный еврейский драмтеатр БССР – в Новосибирске, Русский драмтеатр БССР – в Москве822.
О том, что белорусское искусство не стояло на месте, развивалось и в условиях эвакуации, свидетельствует и деятельность композиторов. Так, на протяжении 1941 – 1943 гг. Е. Тикоцкий, А. Богатырёв, М. Аладов, Р. Пукст, И. Любан и др. было написано более 200 произведений разных жанров, 454 из которых были выданы государственным музыкальным издательством в Москве. Кроме того, творчество художников и скульпторов также имело место в годы Великой Отечественной войны. В частности, в это время сыскал известность и признание З. Азгур через создание скульптурных портретов партизан, фронтовиков и др. деятели белорусского кино, работавшие в Алма-Ате и Москве, в 1942 – 1943 гг. создали два фильма, посвящённые родной земле, сопротивлению белорусского народа против нацизма, а также 14 звуковых киножурналов «Савецкая Беларусь» 823.
Таким образом, несмотря на военные условия, представители белорусской интеллигенции пытались через свои достижения помочь фронту и тем самым ускорить день освобождения территории СССР, включая БССР.
- Министерство образования Республики Беларусь
- Тема 1 международное положение накануне второй мировой войны
- Распад Версальско-Вашингтонской системы договорённостей
- Гражданская война в Испании. Формирование блока «стран оси». «Антикоминтерновский пакт» (25 ноября 1936 г.)
- Аншлюс Австрии. Мюнхен и политика «коллективной безопасности»
- Советско-франко-английские и англо-германские переговоры
- Советско-германское сближение 1939 г.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2 начало второй мировой войны
- Причины, предпосылки и характер второй мировой войны
- План «Вайс». Начало военных действий в сентябре 1939 г. «Странная война»
- Вступление Красной Армии в западные области Беларуси и Украины
- Взаимоотношения ссср с государствами Прибалтики
- Советско-финская война. Участие белорусов в финской компании
- Вопрос о возвращении Бессарабии и передаче Северной Буковины Советскому Союзу
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 3 Оккупация нацистской Германией стран Европы
- Оккупация Германией Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Франции
- Борьба за Британские острова
- Вторая мировая война и Соединённые штаты Америки
- Берлинский пакт. Агрессия Германии на Балканах. Борьба за господство в Африке и на Средиземном море
- Деятельность ссср на международной арене. Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией
- Германизация оккупированных стран Западной Европы. Начало движения антигерманского Сопротивления
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4 ссср накануне Великой Отечественной войны
- Ссср в передвоенные годы: экономика, сельское хозяйство, наука, культура, образование, жизненный уровень населения
- Мероприятия по укреплению обороноспособности государства. Вооружённые силы Советского Союза
- Социально-экономическое, политическое и культурное положение в бсср
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 5 начало Великой Отечественной войны
- План «Барбаросса». Цели нацистов в войне против Советского Союза. «Молниеносная война»
- Нападение Германии на ссср. Приграничные бои в Беларуси. Оборона Брестской крепости
- Эвакуация населения, материальных ресурсов и других ценностей в тыл ссср
- Боевые действия на фронтах. Оборонительные бои под Минском, Бобруйском, Полоцком, Оршей, Витебском, Могилёвом, Гомелем. Смоленское сражение.
- Причины неудач Красной Армии на начальном этапе военный действий 1941 г.
- Блокада Ленинграда. Московская битва
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 6 Оккупационный режим на территории Беларуси
- Территориально-административный раздел Беларуси и германские оккупационные органы управления
- Коллаборационизм. Белорусская народная самопомощь. Белорусская самооборона. Рада доверия. Союз белорусской молодёжи. Белорусская центральная рада. Белорусская краевая оборона.
- Вспомогательные полицейские формирования. Прибалтийские и украинские легионы. Рона, рнна, оун-упа
- Политика геноцида. Концентрационные лагеря, тюрьмы. «Окончательное решение еврейского вопроса» на белорусских территориях. Карательные операции
- Экономическая и сельскохозяйственная политика немецко-фашистских оккупационных властей
- Денежно-кредитная система на оккупированной территории Беларуси
- Разграбление материальных ресурсов и культурных ценностей
- Вывоз населения на принудительные работы в Германию. Программы ф. Заукеля. Остарбайтеры
- Нацистская пропаганда и агитация. Печатные органы. Радио. Театр
- Религиозная ситуация на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 7 Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси
- Деятельность первых партизанских отрядов, диверсионных групп и подпольных организаций. Витебские (Суражские) «ворота»
- Становление и развитие партизанского движения. Цшпд. Бшпд. Организационная структура партизанских формирований
- Формы партизанской борьбы. «Рельсовая война» и её цели
- Лжепартизанские отряды на территории Беларуси
- Партизанские зоны
- Подпольная борьба: организационная структура, состав, формы и методы
- Сопротивление в концентрационных лагерях для еврейского населения. Восстание в Глубокском и других гетто Беларуси
- Армия Крайова и формы её борьбы
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 8 Коренной перелом в Великой Отечественной войне. События на фронтах войны
- Расширение масштабов Второй мировой войны. Победы союзников в Африке, Средиземноморье и Тихом океане
- Обстановка на советско-германском фронте к лету 1942 г. Оборона Сталинграда. Операция «Уран»
- Курская битва. Операция «Цитадель». Битва за Днепр
- Начало распада фашистского блока. Тегеранская конференция
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9 Освобождение Беларуси от нацистских захватчиков
- Начало освобождения Беларуси. Освобождения Гомеля и Речицы, северо-восточных районов Витебской области
- Положение на советско-германском фронте. Белорусская наступательная операция «Багратион»
- Восстановление народного хозяйства бсср
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10 Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
- Перевод экономики на военные рельсы развития. Военно-промышленное строительство и сельское хозяйство
- Культура советского народа в тылу. Политическая агитация и пропаганда
- Деятельность белорусских учреждений и организаций в тылу – Академия наук бсср, вуз, детские дома и т.Д.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 11 Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн
- Открытие второго фронта. Освободительный поход Красной Армии в Европу
- Ялтинская (Крымская) конференция. Образование оон
- Берлинская операция. Встреча на Эльбе. Капитуляция Германии
- Потсдамская (Берлинская) конференция.
- 17 Июля – 2 августа 1945 г.
- Маньчжурская операция Красной Армии. Бомбардировка сша Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
- Итоги и значение второй мировой войны
- Нюрнбергский процесс
- Вопросы для самоконтроля:
- Список литературы по темам: Основная литература:
- Энциклопедии:
- Интернет-ресурсы:
- Тема 1. Международное положение накануне второй мировой войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 2. Начало второй мировой войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 3. Оккупация нацистской Германией стран Европы Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 4. Ссср накануне Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 5. Начало Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 6. Оккупационный режим на территории Беларуси Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Сборники конференций:
- Тема 7. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Сборники конференций:
- Тема 8. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. События на фронтах войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 9. Освобождение Беларуси от нацистских захватчиков Сборники документов:
- Воспоминания:
- Статьи:
- Тема 10. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 11. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Методические указания по курсу «великая отечественная война советского народа в контексте второй мировой войны» Методические указания по проведению семинарских занятий
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
- Методические рекомендации по проведению управляемой самостоятельной работы студентов (усрс)
- Тематика рефератов
- Список вопросов к зачёту по курсу
- Контрольный тест по курсу
- 20 Христофоров, в.С. Мюнхенское соглашение – пролог второй мировой войны (по архивным данным фсб России) / в.С. Христофоров // Новая и новейшая история. – 2009. – № 1. – с. 21 – 47.
- 125 Вторжение немецко-фашистских войск в Данию и Норвегию. Режим доступа: http://www.Norge.Ru/weseruebung/.
- 138 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 108.
- 142 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 114.
- 145 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 115.
- 157 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 135.
- 179 Квашнин, ю. Греция и Вторая мировая / ю. Квашнин. Режим доступа: http://www.Ellada-russia.Ru/magazine/45/article/140.
- 351 Битва за Ленинград 1941 – 1944 годы. Режим доступа: http://www.Hrono.Ru/sobyt/1900sob/1941spb.Php.
- 428 Дробязко, с. Восточные добровольцы в вермахте, полиции и сс / с. Дробязко, а. Каращук. – м., Издательство: аст, 2001. – с. 5.
- 619 Витебские (Суражские) ворота. Режим доступа: http://www.Pobeda.Witebsk.By/land/epizode/suraj/.
- 705 Занятие сша и Англией Северной Африки. Овладение Сицилией. Режим доступа: http://historic.Ru/books/item/f00/s00/z0000025/st039.Shtml.
- 738 Тегеран – Ялта – Потсдам. Сборник документов. Составители: ш.П. Санакоев, б.Л. Цыбулевский. – 2-е издание. – м.: Изд-во «Междунар. Отн-ния», 1970. – с. 94.
- 811 Ученые – для фронта и тыла. Режим доступа: http://www.Innosfera.Org/node/706.