Ссср в передвоенные годы: экономика, сельское хозяйство, наука, культура, образование, жизненный уровень населения
Экономическую основу СССР согласно Конституции 1936 г. составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Вместе с тем, Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда.
Оценивая экономику предвоенного периода, современные историки определяют её как директивную: фактически полное огосударствление средств производства, свёрнутость товарно-денежных отношений, определение цен произволом администрации, а не на основе рыночного спроса, жёсткая централизация в управлении и минимальная хозяйственная самостоятельность на местах, административно-командное фондовое распределение ресурсов и готовой продукции.
В определении политики в экономической, социальной, культурной сферах и укреплении обороноспособности СССР решающим стал XVIII съезд ВКП(б), проходивший в Москве с 10 по 21 марта 1939 г. Согласно утверждённому третьему пятилетнему плану (1938 – 1942 гг.) развития народного хозяйства была поставлена задача догнать и перегнать наиболее передовые капиталистические страны по производству на душу населения. Планировалось увеличить объём промышленной продукции на 92 %. Расширялись угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная – между Волгой и Уралом. Особое внимание уделялось развитию качественной металлургии и химической промышленности220.
Стремительное развертывание производства потребовало разукрупнить громоздкие главки и наркоматы. В 1940 г. число промышленных наркоматов увеличилось с 6 до 21. Так, Наркомат оборонной промышленности был разделён на 4 новые – авиационной, судостроительной промышленности, боеприпасов и вооружения; Наркомат машиностроения – на наркоматы тяжёлого, среднего и общего машиностроения. Каждый из них осуществлял руководство технологически однородными отраслями производства. Поэтому на ХVIII Всесоюзной партийной конференции в феврале 1941 г. в городских, областных и краевых комитетах партии был создан институт секретарей по основным отраслям промышленности и транспорту.
Что касается развития промышленного комплекса, то за три первых года пятилетки валовая продукция промышленности выросла в 1,5 раза и составляла 86 % от уровня, намеченного на конец пятилетки. Введено в действие около 3 тыс. новых крупных промышленных предприятий: Уфимский нефтеперерабатывающий завод (1938 г.), Грозненский нефтемаслозавод (1939 г.), Среднеуральский медеплавильный завод (1939 г.), целлюлозно-бумажные комбинаты в Волжске Марийской АССР (1938 г.) и в Сегеже Карельской АССР (1939 г.), Уральский алюминиевый завод (1939 г.), Новотагильский (1940 г.) и Петровско-Забайкальский (1940 г.) металлургические заводы, Кемеровская ТЭЦ (1940 г.), Угличская ГЭС (1940 г.)221 и т.д.
Численность промышленных рабочих в СССР за 1938 – 1941 гг. выросла с 7,9 до 8,3 млн. человек. Большую роль для качественного пополнения рабочего класса стала играть созданная в 1940 г. система трудовых резервов, позволявшая готовить значительно более квалифицированных рабочих по сравнению с прежней системы индивидуальной подготовки и краткосрочного обучения в системе ФЗУ222.
Кроме того, с конца 1930-ых гг. всё большую роль играет труд заключённых. Большинство заключенных лагерей были закреплены за промышленными наркоматами и строительными управлениями (531 тыс.), сельским хозяйством (243 тыс.) и лесозаготовками (213 тыс.). Система исправительно-трудовых колоний (ИТК) распределялась следующим образом: 170 из них определялись как промышленные, 83 – как сельскохозяйственные, остальные 172 были закреплены за различными наркоматами. Общее население системы, подведомственной НКВД, составляло на начало 1939 г. – 3,7 млн. человек. Из них контингент «А» (административный и оперативно-чекистский состав, пограничные и внутренние войска НКВД) – 366 тыс., континент «Б» (постоянный и переменный состав частей и школ милиции, пожарной охраны, штатный и вольнонаемный состав тюрем, лагерей, колоний, трудпоселков) – 269 тыс., контингент «В» (осужденные и подследственные в тюрьмах, лагерях, колониях, трудовые поселенцы) – 3,1 млн. Примерно те же цифры дает текущая статистика НКВД. Согласно ей, на 1 января 1939 г. в тюрьмах содержались 350 тыс. заключенных, в ИТЛ – 1,3 млн. человек, в ИТК – 365 тыс., на учете отдела трудовых поселений ГУЛАГа состояли 990 тыс. человек. Наибольшее количество заключенных лагерей были сосредоточены на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в том числе в Бамлаге – 260 тыс., Севвостлаге (Колыма) – 138 тыс., Карелии, Архангельской области, Коми АССР. Далее шел пояс рассредоточения трудпоселений: Урал, Западная Сибирь и Казахстан. Лагеря и колонии давали около половины добываемого в СССР золота и хромоникелевой руды, почти 1/3 платины и древесины, строили города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет и т.д.), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга), железные дороги (Тайшет-Лена-БАМ-Тында, Комсомольск-на-Амуре и т.д.)223.
В итоге принудительной коллективизации значительные изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1940 г. в СССР существовало 237 тыс. колхозов, объединившие 96,9 % крестьянских дворов, и более чем 4,2 тыс. совхозов. За 1938 – 1940 гг. было создано около 1 200 новых МТС. Увеличилась валовая продукция сельского хозяйства и заготовки зерна, что позволило создать необходимые государственные резервы. Однако урожайность была низкой. Планка в 16 ц. с 1 га не был выполнен даже на Украине.
Следует отметить, что в значительной степени стало сказываться на сельском хозяйстве и развертывание военного производства. Наращивание «моторизации» вооруженных сил вело к тому, что на село, в МТС стало меньше поступать тракторов, автомобилей, топлива, горюче-смазочных материалов. Да и сама деревня накануне войны представляла собой сгусток противоречий, и главное из них – между общественным и личным подсобным хозяйством. Задачи увеличения сельскохозяйственного производства и рост плановых заданий требовали, чтобы крестьяне как можно больше работали на колхозных полях. Но отсутствие серьезных стимулов в колхозном труде и мизерное вознаграждение за него вынуждало колхозников затрачивать больше усилий на своих приусадебных участках. Занимая ничтожную долю посевных площадей и имея гораздо меньшее по численности количество скота и птицы, личные подсобные хозяйства колхозников давали почти половину сельскохозяйственной продукции в стране. Они же обеспечивали крестьянам основную часть их денежного дохода и позволяли как-то существовать. Естественно, что крестьяне стремились уклониться от работы в колхозе. В свою очередь, это вызывало ответные меры, давление на них, принуждение к труду со стороны колхозного начальства. Мало того, что работа на колхозных полях и фермах была очень нелегкой, занятия в личных подсобных хозяйствах становились способом консервации тяжелого ручного труда, так как сельская администрация почти не оказывала им поддержки, строго следя, между прочим, за своевременной уплатой налогов. Помимо этого, колхозники по линии сельсоветов обязаны были выполнять отдельные государственные трудовые повинности224.
17 января 1939 г. в СССР проведена перепись населения, насчитавшая 170,6 млн. живущих в стране людей: около трети из них (32,9 %) были горожанами. Перепись отразила коренные изменения в социальном составе советского общества, выразившиеся, прежде всего в росте числа рабочих. Их ряды (25,4 млн. человек) по сравнению с 17 декабря 1926 г. (дата предыдущей переписи) увеличились в 3,6 раза. В социальной структуре общества рабочие насчитывали 33,3 %, колхозники и кооперированные кустари – 47,2 %; служащие и интеллигенция – 16,5 %; сохранялся небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей – 2,6 %. С присоединением к СССР в 1939 – 1940 гг. новых территорий и общим приростом населения численность советских людей на 22 июня 1941 г. выросла до 196,7 млн. человек. 73 % жителей страны насчитывали три славянских народа: русские (51,8 %), украинцы (17,6 %) и белорусы (3,6 %). Демографический потенциал Советского Союза был гораздо более высоким, нежели тот, которым располагал его вероятный военный противник. К началу второй мировой войны население Германии насчитывало 69,3 млн. человек. Аншлюс Австрии увеличил население Третьего рейха до 80 млн. человек225.
Бесспорным достижением советской власти в межвоенные годы является развитие науки, образования и культуры. Крупнейшими научными учреждениями были Академия наук СССР и Академии наук союзных республик. До 1940 г. в Советском Союзе было создано 817 высших учебных заведений, в которых обучались 812 тыс. студентов, и 3 773 техникума с 975 тыс. учащихся. Согласно Переписи 1939 г. количество работников умственного труда было больше чем 13 млн. человек.
В соответствии с январским постановлением правительства и ЦК ВКП(б) «О работе по обучению неграмотных и малограмотных» 1936 г. к концу 1930-ых гг. расширено обучение взрослых в средних общеобразовательных школах. В 1939 г. здесь обучалось более 750 тыс. человек (81 % – в подготовительных и 5 – 7-х классах, 19 % – в 8 – 10-х классах). По данным переписи 1939 г., 81,2 % жителей СССР умели читать и писать (в 1913 г. – 27 %). Однако в целом уровень грамотности в стране оставался невысоким226.
Вторая половина 1930-ых гг. отмечена рядом выдающихся научных достижений. Так, П. Капица внес большой вклад в развитие советской и мировой техники ожижения газов. В 1938 г. им была открыта сверхтекучесть гелия. Объяснение сверхтекучести вскоре, в 1941 г., было дано Л. Ландау. Оба они позднее за эти работы стали лауреатами Нобелевской премии. 14 июня 1940 г. Г. Флеров и К. Петржак (лаборатория Курчатова) открыли явление спонтанного деления урана.
Новых успехов добились советские химики. Открытие Б. Долгоплоском окислительно-восстановительного инициирования в 1939 г. позволило синтезировать каучук специального назначения. О. Лейпунский (Институт химической физики АН СССР) в августе 1939 г. теоретически определил условия образования искусственных алмазов.
Большую работу проделали во второй половине 1930-ых гг. советские геологи и географы. В конце 1930-ых гг. СССР занимал первое место в мире по выявленным запасам нефти, гидроэнергии, торфа, железной и марганцевой руд, цинка, свинца, апатита, калийных солей. Крупнейшим достижением советской картографии в довоенные годы были топографические карты различных масштабов и производные от них обобщающие карты, в том числе Государственная карта СССР масштаба 1:1 000 000, составление которой было закончено в годы Великой Отечественной войны.
Сельскохозяйственная практика обогащалась достижениями научных школ В. Вильямса, Д. Прянишникова, Н. Тулайкова. Под руководством последнего составлялась новая почвенная карта страны. В 1939 г. опубликована сводка по почвам СССР в трех томах.
В это же время были созданы классические труды в области биологии и генетики (Н. Вавилов и др.).
Значительно скромнее в сравнении с естественными и точными науками в 1930-ые гг. были достижения гуманитарных наук, в наибольшей степени испытывавших на себе давление господствующей идеологии. Тем не менее появились оригинальные труды по экономике и истории народного хозяйства (Е. Варга, П. Лященко), а также – по истории русского феодализма (Ю. Готье, Б. Греков, С. Бахрушин), по общественному движению XIX в. (Н. Дружинин, М. Нечкина), по источниковедению (С. Валк, М. Тихомиров), по славяноведению (В. Пичета), по всеобщей истории (Е. Косминский, С. Сказкин, Е. Тарле и др.)227.
В 1930-ые гг., так же как и ранее, большое значение придавалось подготовке кадров в системе партийно-государственного руководства культурой. Подготовкой таких кадров занимались специальные партийные учебные заведения: Высшая школа марксизма-ленинизма, Высшая школа партийных организаторов, Высшая партийная школа. С середины 1920-ых гг. в вузах действовали кафедры истории партии и ленинизма.
Следует отметить, что в предвоенные годы значительное внимание уделялось формированию национально-патриотических чувств через проведение различных мероприятий, регулярно напоминающих о судьбоносных для данного народа исторических победах, деяниях выдающихся людей, при активном содействии исторических, художественных, мемориальных музеев и даже посредством массового совершения религиозных обрядов. Так «Великое прошлое русского народа в памятниках искусства и предметах вооружения» стало темой выставки, открытой в Эрмитаже в сентябре 1938 г. В ноябре на киноэкранах появился созданный С. Эйзенштейном «Александр Невский». В октябре 1939 г. состоялась всесоюзная премьера фильма «Минин и Пожарский» В. Пудовкина. Большой резонанс имела опера «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в апреле 1939 г. Осенью того же года широко отмечалось 125-летие со дня рождения «великого поэта-патриота» М. Лермонтова. В первой половине 1941 г. вышли на экраны кинофильмы «Суворов» (кинорежиссер В. Пудовкин) и «Богдан Хмельницкий» (И. Савченко), прочно вошедшие в обойму советской классики.
Не меньшее значение в воспитании патриотизма имеет творчество писателей того времени, которые всё больше обращались к созданию образов выдающихся военных деятелей прошлого, – роман А. Толстого «Пётр Первый», поэмы К. Симонова «Ледовое побоище» и «Суворов», роман С. Бородина «Дмитрий Донской» и др.228
Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1939 г. «в ознаменование шестидесятилетия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина Совет Народных Комиссаров Союза ССР» были учреждены «16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), присуждаемых ежегодно деятелям науки и искусства за выдающиеся работы»229. Но художественная литература и литературная критика в списке не числились. О них было принято отдельное решение 1 декабря 1940 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял Постановление «Об учреждении премий имени Сталина по литературе».
Таким образом, Советский Союз накануне военных событий 1941 г. по общему объёму промышленного производства был на первом месте в Европе и второе место занимал в мире после США. Однако по эффективности производства СССР всё ещё значительно отставал от США, Великобритании, Франции, Германии.
- Министерство образования Республики Беларусь
- Тема 1 международное положение накануне второй мировой войны
- Распад Версальско-Вашингтонской системы договорённостей
- Гражданская война в Испании. Формирование блока «стран оси». «Антикоминтерновский пакт» (25 ноября 1936 г.)
- Аншлюс Австрии. Мюнхен и политика «коллективной безопасности»
- Советско-франко-английские и англо-германские переговоры
- Советско-германское сближение 1939 г.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2 начало второй мировой войны
- Причины, предпосылки и характер второй мировой войны
- План «Вайс». Начало военных действий в сентябре 1939 г. «Странная война»
- Вступление Красной Армии в западные области Беларуси и Украины
- Взаимоотношения ссср с государствами Прибалтики
- Советско-финская война. Участие белорусов в финской компании
- Вопрос о возвращении Бессарабии и передаче Северной Буковины Советскому Союзу
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 3 Оккупация нацистской Германией стран Европы
- Оккупация Германией Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Франции
- Борьба за Британские острова
- Вторая мировая война и Соединённые штаты Америки
- Берлинский пакт. Агрессия Германии на Балканах. Борьба за господство в Африке и на Средиземном море
- Деятельность ссср на международной арене. Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией
- Германизация оккупированных стран Западной Европы. Начало движения антигерманского Сопротивления
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4 ссср накануне Великой Отечественной войны
- Ссср в передвоенные годы: экономика, сельское хозяйство, наука, культура, образование, жизненный уровень населения
- Мероприятия по укреплению обороноспособности государства. Вооружённые силы Советского Союза
- Социально-экономическое, политическое и культурное положение в бсср
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 5 начало Великой Отечественной войны
- План «Барбаросса». Цели нацистов в войне против Советского Союза. «Молниеносная война»
- Нападение Германии на ссср. Приграничные бои в Беларуси. Оборона Брестской крепости
- Эвакуация населения, материальных ресурсов и других ценностей в тыл ссср
- Боевые действия на фронтах. Оборонительные бои под Минском, Бобруйском, Полоцком, Оршей, Витебском, Могилёвом, Гомелем. Смоленское сражение.
- Причины неудач Красной Армии на начальном этапе военный действий 1941 г.
- Блокада Ленинграда. Московская битва
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 6 Оккупационный режим на территории Беларуси
- Территориально-административный раздел Беларуси и германские оккупационные органы управления
- Коллаборационизм. Белорусская народная самопомощь. Белорусская самооборона. Рада доверия. Союз белорусской молодёжи. Белорусская центральная рада. Белорусская краевая оборона.
- Вспомогательные полицейские формирования. Прибалтийские и украинские легионы. Рона, рнна, оун-упа
- Политика геноцида. Концентрационные лагеря, тюрьмы. «Окончательное решение еврейского вопроса» на белорусских территориях. Карательные операции
- Экономическая и сельскохозяйственная политика немецко-фашистских оккупационных властей
- Денежно-кредитная система на оккупированной территории Беларуси
- Разграбление материальных ресурсов и культурных ценностей
- Вывоз населения на принудительные работы в Германию. Программы ф. Заукеля. Остарбайтеры
- Нацистская пропаганда и агитация. Печатные органы. Радио. Театр
- Религиозная ситуация на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 7 Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси
- Деятельность первых партизанских отрядов, диверсионных групп и подпольных организаций. Витебские (Суражские) «ворота»
- Становление и развитие партизанского движения. Цшпд. Бшпд. Организационная структура партизанских формирований
- Формы партизанской борьбы. «Рельсовая война» и её цели
- Лжепартизанские отряды на территории Беларуси
- Партизанские зоны
- Подпольная борьба: организационная структура, состав, формы и методы
- Сопротивление в концентрационных лагерях для еврейского населения. Восстание в Глубокском и других гетто Беларуси
- Армия Крайова и формы её борьбы
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 8 Коренной перелом в Великой Отечественной войне. События на фронтах войны
- Расширение масштабов Второй мировой войны. Победы союзников в Африке, Средиземноморье и Тихом океане
- Обстановка на советско-германском фронте к лету 1942 г. Оборона Сталинграда. Операция «Уран»
- Курская битва. Операция «Цитадель». Битва за Днепр
- Начало распада фашистского блока. Тегеранская конференция
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9 Освобождение Беларуси от нацистских захватчиков
- Начало освобождения Беларуси. Освобождения Гомеля и Речицы, северо-восточных районов Витебской области
- Положение на советско-германском фронте. Белорусская наступательная операция «Багратион»
- Восстановление народного хозяйства бсср
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10 Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
- Перевод экономики на военные рельсы развития. Военно-промышленное строительство и сельское хозяйство
- Культура советского народа в тылу. Политическая агитация и пропаганда
- Деятельность белорусских учреждений и организаций в тылу – Академия наук бсср, вуз, детские дома и т.Д.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 11 Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн
- Открытие второго фронта. Освободительный поход Красной Армии в Европу
- Ялтинская (Крымская) конференция. Образование оон
- Берлинская операция. Встреча на Эльбе. Капитуляция Германии
- Потсдамская (Берлинская) конференция.
- 17 Июля – 2 августа 1945 г.
- Маньчжурская операция Красной Армии. Бомбардировка сша Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
- Итоги и значение второй мировой войны
- Нюрнбергский процесс
- Вопросы для самоконтроля:
- Список литературы по темам: Основная литература:
- Энциклопедии:
- Интернет-ресурсы:
- Тема 1. Международное положение накануне второй мировой войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 2. Начало второй мировой войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 3. Оккупация нацистской Германией стран Европы Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 4. Ссср накануне Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 5. Начало Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 6. Оккупационный режим на территории Беларуси Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Сборники конференций:
- Тема 7. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Сборники конференций:
- Тема 8. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. События на фронтах войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 9. Освобождение Беларуси от нацистских захватчиков Сборники документов:
- Воспоминания:
- Статьи:
- Тема 10. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 11. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Методические указания по курсу «великая отечественная война советского народа в контексте второй мировой войны» Методические указания по проведению семинарских занятий
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
- Методические рекомендации по проведению управляемой самостоятельной работы студентов (усрс)
- Тематика рефератов
- Список вопросов к зачёту по курсу
- Контрольный тест по курсу
- 20 Христофоров, в.С. Мюнхенское соглашение – пролог второй мировой войны (по архивным данным фсб России) / в.С. Христофоров // Новая и новейшая история. – 2009. – № 1. – с. 21 – 47.
- 125 Вторжение немецко-фашистских войск в Данию и Норвегию. Режим доступа: http://www.Norge.Ru/weseruebung/.
- 138 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 108.
- 142 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 114.
- 145 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 115.
- 157 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 135.
- 179 Квашнин, ю. Греция и Вторая мировая / ю. Квашнин. Режим доступа: http://www.Ellada-russia.Ru/magazine/45/article/140.
- 351 Битва за Ленинград 1941 – 1944 годы. Режим доступа: http://www.Hrono.Ru/sobyt/1900sob/1941spb.Php.
- 428 Дробязко, с. Восточные добровольцы в вермахте, полиции и сс / с. Дробязко, а. Каращук. – м., Издательство: аст, 2001. – с. 5.
- 619 Витебские (Суражские) ворота. Режим доступа: http://www.Pobeda.Witebsk.By/land/epizode/suraj/.
- 705 Занятие сша и Англией Северной Африки. Овладение Сицилией. Режим доступа: http://historic.Ru/books/item/f00/s00/z0000025/st039.Shtml.
- 738 Тегеран – Ялта – Потсдам. Сборник документов. Составители: ш.П. Санакоев, б.Л. Цыбулевский. – 2-е издание. – м.: Изд-во «Междунар. Отн-ния», 1970. – с. 94.
- 811 Ученые – для фронта и тыла. Режим доступа: http://www.Innosfera.Org/node/706.