Итоги и значение второй мировой войны
По масштабам, жестокости, людским и материальным потерям вторая мировая война не имеет себе равных. Она затронула судьбы 4/5 населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств.
Наиболее значимый урон из всех воюющих государств понес Советский Союз, вынесший на своих плечах главные тяготы войны. Его материальные и людские потери составили почти половину всех воюющих держав. В войне погибло около 60 млн. человек, из 27 млн. человек потерял СССР, в том числе потери военнослужащих Вооруженных сил – 8 000 700 человек. Так, население Советского Союза сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. человек, т.е. почти на 18 %. Число инвалидов Великой Отечественной войны в 1946 г. составило 2 575 694 человек.
При проведении мобилизации на освобожденной от оккупации территории СССР в Красную Армию вторично было призвано 939 700 военнослужащих, находившихся в плену и на оккупированной территории, а 1 836 тыс. человек вернулись из плена после окончания войны. Количество советских военнопленных определяется в пределах 5 200 000 - 5 750 000 человек, причем основная их (3,9 млн. чел.) масса приходилась на первый период войны (июнь 1941 – ноябрь 1942 гг.).
Общие людские потери вооруженных сил Германии во второй мировой войне равны 13 448 000 человек, или 75,1 % от числа мобилизованных и 46 % от всего мужского населения Германии на 1939 г., включая Австрию. Из них: демобилизовано из вооруженных сил для использования в военной экономике – 2 000 000 демобилизовано из вооруженных сил по ранению и болезни на длительный срок и инвалидов – 2 310 000 раненные и больные, находившиеся в госпиталях на конец войны – 700 000 погибло в боях, умерло в госпиталях – 3 810 000 попало в плен – 3 357 000 Безвозвратные людские потери Германии на советско-германском фронте составили 6 923 700 человек (включая её союзников)863.
Что касается материальных потерь Советского Союза, то согласно данным Сообщения Чрезвычайной государственной комиссии о материальном ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР «полностью или частично разрушено и сожжено 1 710 городов и более 70 тыс. сёл и деревень, сожжено и разрушено свыше 6 млн. зданий и лишены крова около 25 млн. человек. Среди разрушенных и наиболее пострадавших городов – крупнейшие промышленные и культурные центры: Сталинград, Севастополь, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Новгород, Псков, Орёл и многие другие. …разрушено 31 850 промышленных предприятий, на которых было занято около 4 млн. рабочих» и т.д.864
Советский Союз вышел из войны морально окрепшим, возросли его международное влияние и авторитет. Под воздействием его побед при активном участии народов, подпавших под оккупацию Германии и Японии, в мире возникла новая геополитическая ситуация. В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание ООН на основе антигитлеровской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.
Таким образом, главным уроком второй мировой войны состоит в том, что войны подобного масштаба, как и любые другие вообще, допускать нельзя. Именно на это направлены все внешнеполитические инициативы белорусского и российского политического руководства, всех государств – членов ООН.
Нельзя отрицать тот факт, что победа над агрессором, его разгром и капитуляция во многом зависят от правильной оценки геополитической и международной обстановки, верного выбора союзников и стратегических партнёров.
Историческим уроком второй мировой войны должен стать и урок «созидательного патриотизма», который исключал бы великодержавный шовинизм и радикальный национализм, неприязнь к другим нациям и народам, любые рассуждения об «элитном» или «основном» этносе.
Вторая мировая война продемонстрировала мировому сообществу решимость навсегда покончить с фашизмом, нацизмом, геноцидом, расизмом и шовинизмом. Сегодня в числе самых серьёзных угроз миру и международный терроризм, и диктаторские режимы. К сожалению, оказалось, нацизм способен временами возрождаться. Как это мы видим из событий, происходящих в последнее время на территории постсоветского пространства – в странах Прибалтики и Украине.
- Министерство образования Республики Беларусь
- Тема 1 международное положение накануне второй мировой войны
- Распад Версальско-Вашингтонской системы договорённостей
- Гражданская война в Испании. Формирование блока «стран оси». «Антикоминтерновский пакт» (25 ноября 1936 г.)
- Аншлюс Австрии. Мюнхен и политика «коллективной безопасности»
- Советско-франко-английские и англо-германские переговоры
- Советско-германское сближение 1939 г.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2 начало второй мировой войны
- Причины, предпосылки и характер второй мировой войны
- План «Вайс». Начало военных действий в сентябре 1939 г. «Странная война»
- Вступление Красной Армии в западные области Беларуси и Украины
- Взаимоотношения ссср с государствами Прибалтики
- Советско-финская война. Участие белорусов в финской компании
- Вопрос о возвращении Бессарабии и передаче Северной Буковины Советскому Союзу
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 3 Оккупация нацистской Германией стран Европы
- Оккупация Германией Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Франции
- Борьба за Британские острова
- Вторая мировая война и Соединённые штаты Америки
- Берлинский пакт. Агрессия Германии на Балканах. Борьба за господство в Африке и на Средиземном море
- Деятельность ссср на международной арене. Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией
- Германизация оккупированных стран Западной Европы. Начало движения антигерманского Сопротивления
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4 ссср накануне Великой Отечественной войны
- Ссср в передвоенные годы: экономика, сельское хозяйство, наука, культура, образование, жизненный уровень населения
- Мероприятия по укреплению обороноспособности государства. Вооружённые силы Советского Союза
- Социально-экономическое, политическое и культурное положение в бсср
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 5 начало Великой Отечественной войны
- План «Барбаросса». Цели нацистов в войне против Советского Союза. «Молниеносная война»
- Нападение Германии на ссср. Приграничные бои в Беларуси. Оборона Брестской крепости
- Эвакуация населения, материальных ресурсов и других ценностей в тыл ссср
- Боевые действия на фронтах. Оборонительные бои под Минском, Бобруйском, Полоцком, Оршей, Витебском, Могилёвом, Гомелем. Смоленское сражение.
- Причины неудач Красной Армии на начальном этапе военный действий 1941 г.
- Блокада Ленинграда. Московская битва
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 6 Оккупационный режим на территории Беларуси
- Территориально-административный раздел Беларуси и германские оккупационные органы управления
- Коллаборационизм. Белорусская народная самопомощь. Белорусская самооборона. Рада доверия. Союз белорусской молодёжи. Белорусская центральная рада. Белорусская краевая оборона.
- Вспомогательные полицейские формирования. Прибалтийские и украинские легионы. Рона, рнна, оун-упа
- Политика геноцида. Концентрационные лагеря, тюрьмы. «Окончательное решение еврейского вопроса» на белорусских территориях. Карательные операции
- Экономическая и сельскохозяйственная политика немецко-фашистских оккупационных властей
- Денежно-кредитная система на оккупированной территории Беларуси
- Разграбление материальных ресурсов и культурных ценностей
- Вывоз населения на принудительные работы в Германию. Программы ф. Заукеля. Остарбайтеры
- Нацистская пропаганда и агитация. Печатные органы. Радио. Театр
- Религиозная ситуация на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 7 Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси
- Деятельность первых партизанских отрядов, диверсионных групп и подпольных организаций. Витебские (Суражские) «ворота»
- Становление и развитие партизанского движения. Цшпд. Бшпд. Организационная структура партизанских формирований
- Формы партизанской борьбы. «Рельсовая война» и её цели
- Лжепартизанские отряды на территории Беларуси
- Партизанские зоны
- Подпольная борьба: организационная структура, состав, формы и методы
- Сопротивление в концентрационных лагерях для еврейского населения. Восстание в Глубокском и других гетто Беларуси
- Армия Крайова и формы её борьбы
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 8 Коренной перелом в Великой Отечественной войне. События на фронтах войны
- Расширение масштабов Второй мировой войны. Победы союзников в Африке, Средиземноморье и Тихом океане
- Обстановка на советско-германском фронте к лету 1942 г. Оборона Сталинграда. Операция «Уран»
- Курская битва. Операция «Цитадель». Битва за Днепр
- Начало распада фашистского блока. Тегеранская конференция
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9 Освобождение Беларуси от нацистских захватчиков
- Начало освобождения Беларуси. Освобождения Гомеля и Речицы, северо-восточных районов Витебской области
- Положение на советско-германском фронте. Белорусская наступательная операция «Багратион»
- Восстановление народного хозяйства бсср
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10 Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
- Перевод экономики на военные рельсы развития. Военно-промышленное строительство и сельское хозяйство
- Культура советского народа в тылу. Политическая агитация и пропаганда
- Деятельность белорусских учреждений и организаций в тылу – Академия наук бсср, вуз, детские дома и т.Д.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 11 Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн
- Открытие второго фронта. Освободительный поход Красной Армии в Европу
- Ялтинская (Крымская) конференция. Образование оон
- Берлинская операция. Встреча на Эльбе. Капитуляция Германии
- Потсдамская (Берлинская) конференция.
- 17 Июля – 2 августа 1945 г.
- Маньчжурская операция Красной Армии. Бомбардировка сша Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
- Итоги и значение второй мировой войны
- Нюрнбергский процесс
- Вопросы для самоконтроля:
- Список литературы по темам: Основная литература:
- Энциклопедии:
- Интернет-ресурсы:
- Тема 1. Международное положение накануне второй мировой войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 2. Начало второй мировой войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 3. Оккупация нацистской Германией стран Европы Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 4. Ссср накануне Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 5. Начало Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 6. Оккупационный режим на территории Беларуси Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Сборники конференций:
- Тема 7. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Сборники конференций:
- Тема 8. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. События на фронтах войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 9. Освобождение Беларуси от нацистских захватчиков Сборники документов:
- Воспоминания:
- Статьи:
- Тема 10. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Тема 11. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн Сборники документов:
- Воспоминания:
- Монографии:
- Статьи:
- Методические указания по курсу «великая отечественная война советского народа в контексте второй мировой войны» Методические указания по проведению семинарских занятий
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
- Методические рекомендации по проведению управляемой самостоятельной работы студентов (усрс)
- Тематика рефератов
- Список вопросов к зачёту по курсу
- Контрольный тест по курсу
- 20 Христофоров, в.С. Мюнхенское соглашение – пролог второй мировой войны (по архивным данным фсб России) / в.С. Христофоров // Новая и новейшая история. – 2009. – № 1. – с. 21 – 47.
- 125 Вторжение немецко-фашистских войск в Данию и Норвегию. Режим доступа: http://www.Norge.Ru/weseruebung/.
- 138 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 108.
- 142 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 114.
- 145 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 115.
- 157 История второй мировой войны. 1939 – 1945. В 12 томах. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против ссср. Редкол. П.М. Деревянко (главный редактор) и др. – м.: Воениздат, 1974. – с. 135.
- 179 Квашнин, ю. Греция и Вторая мировая / ю. Квашнин. Режим доступа: http://www.Ellada-russia.Ru/magazine/45/article/140.
- 351 Битва за Ленинград 1941 – 1944 годы. Режим доступа: http://www.Hrono.Ru/sobyt/1900sob/1941spb.Php.
- 428 Дробязко, с. Восточные добровольцы в вермахте, полиции и сс / с. Дробязко, а. Каращук. – м., Издательство: аст, 2001. – с. 5.
- 619 Витебские (Суражские) ворота. Режим доступа: http://www.Pobeda.Witebsk.By/land/epizode/suraj/.
- 705 Занятие сша и Англией Северной Африки. Овладение Сицилией. Режим доступа: http://historic.Ru/books/item/f00/s00/z0000025/st039.Shtml.
- 738 Тегеран – Ялта – Потсдам. Сборник документов. Составители: ш.П. Санакоев, б.Л. Цыбулевский. – 2-е издание. – м.: Изд-во «Междунар. Отн-ния», 1970. – с. 94.
- 811 Ученые – для фронта и тыла. Режим доступа: http://www.Innosfera.Org/node/706.