logo
Исаа все билеты

33. Сирия, Ливан и Палестина 18-19 вв.

Сири́йская Ара́бская Респу́блика государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе.

В 18 в. Халеб и Бейрут превратились в главные торговые центры Сирии; в нескольких городах были созданы колонии европейских купцов. Контакты между миссионерами и местными властями привели к дальнейшему расслоению сирийского общества. Воспользовавшись ситуацией, сильные местные кланы постарались стать независимыми от центрального османского правительства. Активизировалась междоусобная борьба, и в результате одного из таких конфликтов потерпевшая поражение секта друзов переселилась в горный район к юго-востоку от Дамаска, получивший название горы Эд-Друз. В конце 18 в. бóльшая часть южной Сирии оказалась под властью аккского паши Ахмада аль-Джаззара, который пытался модернизировать административную систему и способствовал развитию экономики.

К концу 18 в. европейские державы начали активно вмешиваться во внутренние дела Сирии, устанавливая свои сферы влияния. Так, французы поддерживали маронитов и других сирийских католиков, русские заявили о своем праве защищать православных, а британцы предложили свою дружбу друзам.

Успехи Сирии в развитии мат-го производства и торговли привлекли внимание могущественного египетского паши Мухаммеда-Али, армия которого вторглась в страну осенью 1831. Было установлено централизованное управление страной. Продолжали развиваться торговля и сельское хозяйство, но они уже не контр-ись местной знатью. Особенно процветала торговля с Европой. Многие торговые операции проводились через бейрутский порт. Из-за импорта дешевых британских тканей пришли в упадок местные текстильные ремесла в Халебе и Дамаске, в то же время повышение спроса на оливковое масло, хлопок и шелк в европейских государствах и Египте упрочило позиции сирийских торговцев-христиан. Британские и османские агенты подтолкнули друзов к восстанию против египетской армии. При этом объединенный англо-австрийский флот установил блокаду Бейрута, что заставило военачальника Ибрагима-пашу в 1840 вывести свои войска из Сирии. С восстановлением власти Османского султана Сирия попала под действие англо-османской торговой конвенции 1838, открывавшей рынок для европейских товаров. Их приток разрушил основные отрасли кустарно-промышленного производства и побудил городских торговцев и знать страны к активной скупке сельскохозяйственных земель. Тенденция к их переходу во владение горожан, не проживавших в своих поместьях, усилилась после 1858, когда в Османской империи был принят новый закон, разрешавший переводить общинные земли в деревнях в частную собственность при условии выплаты более высоких налогов.

В последней четверти 19 в. французы вкладывали средства в строительство сирийских портов, железных и автомобильных дорог. По мере спада материального производства росли антихристианские и антиевропейские настроения. Европейское вмешательство в политическую жизнь Сирии усиливалось. Это способствовало росту недовольства местной арабской элиты османским правлением. В 1890-е годы в Халебе, Дамаске и Бейруте возникли общества, выступавшие за независимость Сирии от Османской империи. Число этих обществ быстро увеличилось на рубеже 19–20 вв.

Ливанская Республика. гористое государство на Ближнем Востоке, расп-ое на вост берегу Средиземного моря. На вост и сев граничит с Сирией, на юге — с Израилем. В 1517 году султан Селим I присоединил эту тер к Османской империи. 1517—1918 — в составе Османской империи. В 1697, после смерти Ахмеда Маана, у которого не было сыновей, власть над эмиратом с одобрения Османов перешла к Шихабам из Антиливана. К 1711 Шихабы кардинально изменили систему управления эмирата с тем, чтобы сохранить в нем свою власть. Позднее в том же веке правящая ветвь семейства приняла христианство и стала маронитами, что отражало усиливавшееся влияние этой общины. При эмирах Юсуфе (годы правления 1770-1789) и обратившемся в христианство Башире II (годы правления 1789-1840) власть Шихабов распространилась на север, включая весь Горный Ливан. Башир II, выдающийся правитель из династии Шихабов, вступил в союз с пашой Египта Мухаммадом Али с целью ограничить при поддержке Египта власть различных местных правителей. В 1840 османы с помощью английских и австрийских войск разбили Мухаммада Али и сместили Башира II. Его преемник Башир III уже не мог контролировать друзских лидеров в южном Ливане и в следующем году покинул свой пост, положив тем самым конец существованию Ливанского эмирата. Прямое османское правление на этой территории так и не смогло укрепиться. Действия маронитов по реставрации эмирата усилили подозрения друзов, выступавших против этой политической акции. В 1842 Горный Ливан был разделен на два административных района, или каиммакамийи: Северную во главе с местным христианским губернатором и Южную под управлением друзов. Христиане, составлявшие к тому времени большинство на юге, выступили против такого раздела, и в 1845 между христианами и друзами вспыхнула война. После военно-политического вмешательства правительства Османской империи административная реформа все же была проведена. В 1858 маронитские крестьяне в Северной каиммакамийе подняли восстание против маронитской аристократии и добились отмены ряда ее привилегий. В 1860 ободренные этим событиями крестьяне христианского вероисповедания на юге стали готовить мятеж против друзских феодалов. Конфликт носил религиозную окраску. Друзы устроили резню, в которой погибло более 11 тыс. христиан. Под давлением европейских держав, особенно Франции, традиционно защищавшей маронитов, османское правительство в 1861 ввело в Горном Ливане так называемый Органический статут. Горный Ливан был интегрирован в единый автономный район-мутасаррифийю, во главе с османским губернатором-христианином, или мутасаррифом, назначавшимся султаном с одобрения европейских держав. В качестве совещательного органа при губернаторе был создан административный совет, избиравшийся из представителей различных ливанских общин пропорционально их численности. Были ликвидированы основы феодальной системы; всем подданным были гарантированы гражданские свободы; на новую администрацию было возложено судопроизводство и исполнение законов. Данная система, с небольшими изменениями, внесенными в 1864, доказала свою жизнеспособность и просуществовала вплоть до 1915. Под руководством мутасаррифов Ливан развивался и процветал. Католические миссионеры из Франции и протестантские миссионеры из Америки и Великобритании основали в стране сеть художественных школ и колледжей, что сделало Бейрут одним из ведущих образовательных и культурных центров Османской империи. Развитие издательского дела и издание газет положили начало возрождению арабской литературы.

Гос-о Палести́на в наст время находится в процессе создания. Предусматривается форм-е палестинского гос-а на территории Западного берега реки Иордан (или его части, в том числе на тер-ии Восточного Иерусалима) и сектора Газа. При распаде Османской империи после Первой мировой войны победившие европейские государства разделили многие из её составляющих областей в политические единицы — согласно мандатам Лиги Наций — для их собственных целей, и, до намного меньшей степени, согласно соглашениям, которые были достигнуты с другими заинтересованными сторонами. На Ближнем Востоке Сирия (включая Османский автономный христианский Ливан и окр территории, кот стали Ливанской Республикой) перешла под фр контроль, в то время как Месопотамия, и Палестина (включая Трансиорданию) были переданы Англии. В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе ок тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар.

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот. Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тыс, 25 тыс из которых составляли хрис-е, кот были весьма рассеяны по Палестине. Главные места концентрации хрис-го населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлиеме — контро-сь православной и католической церквями. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тыс и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — сунниты.

В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центр-вост горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко.

В 1832 г. тер-я Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, сев граница кот достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет , провели нек-е реформы по европ образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме. Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения. Далее следовал Британский мандат в Палестине (1918—1948)