Нижегородский медицинский колледж Росздрава.
Н.А. Пигалова, И.А. Пегова
1918 год… Государство переживает сложное время, в том числе и в вопросах лекарственного обеспечения населения страны. В годы первой мировой войны, голода и эпидемий число фармацевтов в России значительно сократилась. Перед советской властью встал вопрос о медицинских кадрах вообще и о фармацевтах в частности.
Подготовка фармацевтов путем ученичества не могла удовлетворить потребности. Уже в 1918 году издается указ об отмене частного ученичества, а в 1920 году с разрешения Наркомздрава открываются 3-х и 6-ти месячные курсы подготовки и переподготовки фармацевтов. С 1922 года окончательно установлена программа и система фармобразования. Это 2-х, а затем 2,5 годичные техникумы, выпускающие специалистов для аптек, фармацевтических лабораторий и заводов, которые были открыты в ряде городов России.
Первой пятилеткой в Нижнем Новгороде предусмотрено открытие новых аптек. Для этого ежегодно нужно 110-120 фармацевтов, но их нет. В существующих аптеках лишь 30% фармацевтов имеют профессиональное образование.
Постановлением № 299 от 28 сентября 1925 года Нижегородского Губернского отдела Народного образования принято решение: «С начала 1925-1926 учебного года открыть в Н.Новгороде фармтехникум в составе одного курса с 1 ноября 1925 года. Работу фармтехникума провести по учебному плану, утвержденному методической комиссией Главпрофобразования. Содержание техникума отнести за счет специальных средств».
Так более 80 лет назад началась история фармацевтического образования Нижегородской области. Открытие фармтехникума, рожденного в недрах медицинского факультета Нижегородского университета, состоялось 16 ноября 1925 г. и проходило в торжественной обстановке. Информация об этом событии опубликована в «Химико-фармацевтическом журнале» (февраль 1926 г).
Среди абитуриентов фармацевтического техникума были ученики аптекарей, дети дворянского происхождения, служащие и рабочие различных учреждений Нижнего Новгорода, безработные. Из 344 абитуриентов было отобрано 45.
|
Он принимал активное участие в перестройке национализированных аптек, в преодолении трудностей медикаментозного обслуживания населения. Шесть лет своей трудовой биографии посвятил работе техникума. Это были трудные годы организации учебного заведения - отсутствовали бюджетные ассигнования.
Средства техникума складывались из небольших бюджетных средств Нижегородского края, отчислений аптекоуправления и крупных городских аптек (2% дохода отчислено Канавинской аптекой), уездных хозрасчетных рганизаций, а также платы за обучение (количество бесплатно обучающихся составляло 50%).
Н е было своего здания. Занятия проводились в лабораториях медфака на Ошарской площади, не было постоянных преподавательских кадров, не было..., не было..., не было... И было… много трудностей.
П ервыми учителями были профессора и ассистенты медицинского факультета Нижегородского Университета (Станков С.С., Литвинов Р.О., Семечев В.А., бывшие хозяева аптек - Кречман Р.Ю., Альбицкий Б.Л. и др). Все они сыграли огромную роль в становлении и развитии учебного заведения.
В 1928 году состоялся первый выпуск. Эти 32 человека стали ассистентами и аналитиками, организаторами новых аптек в Нижегородской области и Поволжье.
В 30-е годы страна находится на экономическом подъеме, в распоряжение училища передается здание по улице Краснофлотской (ныне Ильинской), площадью 970 кв. метров, где создается учебная аптека, кабинеты фармакогнозии, химии, общеобразовательных дисциплин и др.
Специалистов по-прежнему не хватало, особенно в уездах, сельской местности, поэтому студенты направлялись туда для «вербовки» сельского населения.
Кстати, к этому времени в России уже было открыто 17 фармтехникумов.
С 1934 года директором Горьковского фармацевтического училища становится Китаев Виктор Александрович, проработавший на этом посту в течение 40 лет. Опытный хозяйственник, организатор педагогического процесса, мудрый воспитатель, мастер-педагог, чьи уроки с огромным удовольствием вспоминают выпускники разных лет.
В биографии фармтехникума тех лет отразилась как в капле воды жизнь нашей страны: участие в ликвидации неграмотности, в строительстве Горьковского автозавода, в движении синеблузочников, в торфо- и лесоразработках, участие в социалистическом соревновании, но самое главное дело – это подготовка аптечных работников – специалистов высокого класса.
С января 1937 года техникум переведен на республиканское финансирование. Подготовка кадров велась для Удмуртии, Чувашии, Марийской республики и других регионов Поволжья. Открыто Кировское отделение по подготовке фармацевтов и курсы повышения квалификации для аптечных работников при нем. База практического обучения состоит из 10 городских и 23 сельских аптек. От платного обучения удалось перейти к бесплатному, а 80% студентов получали государственную стипендию.
К началу 40-х годов 950 выпускников трудились в аптеках страны. Тяжелым бременем легла война на советский народ, на поколение, которое только начало обретать силу, а главное - веру в свое будущее. Она заставила страдать всех и во всей полноте отразилась на жизни каждого коллектива, в том числе и фармшколы.
|
|
«Хочу поблагодарить врача Волянскую и сестру Лену Прыгунову, которые работали на санпароходе «Композитор Бородин»… В ту ночь, как над пароходом кружились гитлеровские стервятники и бросали бомбы, и строчили из пулемета, перед лицом смертельной опасности Волянская дала раненым свой спасательный пояс, хотя сама плавать не может. И когда все сошли на берег и попрятались в кусты, нас четверых тяжело раненных нести было нельзя, и мы остались на пароходе, но Волянская и Прыгунова нас бросать отказались. Они всю ночь были с нами, в опасности успокаивали нас и дали лекарства. Прошу передать им красноармейское спасибо!»
Н.М.Лазарев, выпускник первого выпуска, с первого дня войны ушел на фронт. Начальник аптеки полка, госпиталя, медснабжения фронта. Аптечную службу на фронтах возглавляли выпускники разных лет: Ильина А.М., Колесникова А.В., Шарова Г.А., Дегтярева Е.А., Штейнберг Н.М., Сидорова И.И. и многие, многие другие. Возвращались с войны с наградами. «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Но не все остались живы. Во время воздушного боя сгорел в самолете выпускник 1932 года М.А.Долгов, погиб при обороне Севастополя выпускник 1928 года Н.Н. Веселитский, в войне с финами - бывший завуч Коптев В.И.
В тылу тоже было трудно, но фармшкола продолжала работать.
Помещение передано штабу противовоздушной обороны, все имущество - госпиталям. Разоренное войной учебное заведение в 1941 году временно закрывается. С октября 1942 года вновь открывается в стенах медицинской школы, что на улице Семашко. Здесь после сельхозработ 210 студентов, в том числе 90 вновь принятых приступили к учебным занятиям в аудиториях, которые сами отремонтировали. Чтобы отопить помещение, учащиеся в период летних каникул едут на торфоразработки под Растяпино (ныне Дзержинск), зимой – на разгрузку дров из вагонов (за 110 кубометров выгруженных дров фармшколе давали 15 кубометров). Питание студентов было организовано по карточкам (двухразовое питание, на ужин всегда тушеная капуста). В подсобном хозяйстве заготавливалось 5-6 тонн картофеля, 3 тонны капусты, 1 тонна свеклы, которые раздавались студентам на дом.
Наряду с профессиональным образованием идет строевая подготовка, обучение ПВХО, оказанию медицинской помощи пострадавшим, использованию простейших подручных средств при оказании медицинской помощи. Профсоюзная и комсомольская организации проводят спортивные кроссы, сдачу норм ГТО, функционирует кружок самозащиты при воздушных налетах. Как всегда, большое внимание уделяется политмассовой работе.
|
Студенты также участвуют в оказании помощи по изготовлению лекарств в аптеках госпиталей, в разгрузке и транспортировке раненых, уходе за ними.
Несмотря на принимаемые меры, в помещении холодно, полуголодные учащиеся сдают госэкзаменационную сессию. Многие, получив второе образование медицинской сестры, уходят на фронт.
|
В трудные послевоенные годы после длительных ходатайств училищу было возвращено полуразрушенное помещение по улице Краснофлотской (отлетело 40% штукатурки, 50% окон выбито, разрушены все печи, электропроводка, водопровод и канализация не работали). И снова… - ремонтные работы, и снова… силами студентов.
|
На любом этапе своего исторического развития коллектив преподавателей своим главным предназначением считал формирование в будущих специалистах высочайшего профессионализма, пытливости ума, творческого подхода к решению проблем, чувства долга, ответственности, честности и организованности. Не случайно среди выпускников многие стали организаторами аптечного дела России: С.В.Кононова, В.А.Лазарев, Ю.А.Коротков и многие другие долгие годы руководили фармацевтическими управлениями разных регионов страны.
|
Г.И.Олешко, д.ф.н. - ныне ректор, Н.И.Чикишев, к.ф.н. – проректор по заочному обучению Пермской фармацевтической академии, Кононова С.В., д.ф.н. - декан фармацевтического факультета Нижегородской медицинской академии.
|
Училище становится инициатором многих инноваций:
студенческие научно-практические конференции ССУЗов России
системно-целевой подход в подготовке к профессиональной деятельности
развивающие методы обучения, в том числе метод коллективной мыслительной деятельности, дали возможность перейти на комплексный государственный экзамен по профессиональной деятельности…
информационные технологии в учебный процесс…
|
Если в 70-80е годы содержание обучения, как и всегда, было предметным, госэкзамен принимался по каждой дисциплине, то наш педагогический коллектив нашел средства и методы подготовки специалистов, дающие возможность усвоить возросший на несколько порядков объем знаний и профессиональных умений. Переход на системно-целевой подход помогает студентам владеть инструментом моделирования профессиональной деятельности во всех ее проявлениях.
|
Согласно этому алгоритму, чтобы добиться успехов в любой деятельности необходимо: определить цели, отобрать содержание в соответствии с целью, найти адекватные способы деятельности, т.е. средства и методы. Полученный результат проверить через рефлексию, соответствует ли он цели.
|
|
|
Особенность их подготовки – участие в научно-исследовательской работе (определение в почве и воздухе тяжелых металлов, изучение качества питьевого водоснабжения в водопроводной сети и родниках).
|
|
В связи с обновлением инструментального парка для лабораторной диагностики, согласно национальному проекту, с 2009 года колледжем планируется начать подготовку медицинских технологов очно-заочным способом из числа специалистов среднего звена.
|
Одной из важнейших задач педагогического коллектива является единение светского и духовного, особенно в подготовке сестер милосердия.
Православная церковь, россияне традиционно считают, что слово Божие несет веру, надежду, исцеляющую любовь, которая должна исходить от служителей медицины к страждущим. Учитывая это, в учебный план включен факультативно цикл предметов по духовным основам милосердия, которые преподают священнослужители Нижегородской епархии.
Повседневная жизнь студентов сестринского отделения организована согласно внутреннему Уставу и складывающимся духовным традициям. Освоение принципов милосердия начинается со взаимоотношений друг с другом и преподавателями, с умения слушать другого, сопереживать страданиям, радоваться радости другого, прийти на помощь. Помогает в этом совместное участие в литургии, чтение молитв, духовных песнопений, беседы с духовником, поездки по святым местам (Дивеево, Санаксары, Муром, Владимир, Свято-Троицкая Лавра). Учебный день начинается и заканчивается молитвами. Такое совмещение медицинских дисциплин и духовных основ милосердия способствует формированию высокопрофессиональной и высокодуховной медицинской сестры.
|
Взяв шефство (согласно договору о взаимодействии с детским отделением больницы
№ 39), опекают брошенных детей и становятся крестными матерями. Многие больные обращаются к сестрам милосердия за советами и духовной помощью. И будущие сестры милосердия чувствуют, что их помощь нужна людям.
Медицинский колледж за 85 лет существования убедительно доказал свое умение жить нуждами народа, страны. Сейчас это современное учебное заведение, где в образовательном процессе используются последние достижения информационных и педагогических технологий.
Разработка системно-целевого подхода к сквозной профессиональной подготовке специалистов, в том числе систематизация ключевых и профессиональных компетенций, стали приоритетными для колледжа. Создание новых образовательных стандартов и внедрение их в практику, связь с наукой, учебная и научно-исследовательская работа преподавателей и студентов позволили стать колледжу инновационным образовательным учреждением.
|
|
|
Со дня своего основания, колледжем подготовлено более 17 тысяч специалистов “запрограммированных” на добро, спасение жизни, помощь больному в обретении здоровья.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Будь славен, Нижний Новгород.
- Глава I. Знакомство с историей Нижегородской области.
- История заселения
- Глава II. Основание Нижнего Новгорода.
- Глава III.
- План Нижегородского кремля.
- Башни Нижегородского Кремля.
- Культура Нижнего Новгорода в 17 веке.
- Глава V. Зарождение народных промыслов Нижегородской области.
- Семёновская роспись
- Резьба по камню и кости
- Л озоплетение
- Ювелирные промыслы. Казаковская филигрань
- Глава VI. Культура Нижнего Новгорода в 18 веке.
- Глава VII. Образование, обучение, язык нижегородцев
- Глава VIII. История Нижегородской ярмарки.
- Строительство храма Александра Невского.
- Александр Невский.
- Канонизация Александра Невского.
- Нижегородское купечество. Бугровы.
- Глава IX. Литература, театр в Нижнем Новгороде
- Глава X. Архитектура Нижнего Новгорода в 19 веке.
- Глава XI.
- XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896г. В Нижнем Новгороде.
- Горьковская область в годы Великой Отечественной Войны.
- Герои России – гордость нижегородцев:
- Глава XIII. Выдающиеся личности земли Нижегородской.
- Балакирев Милий Алексеевич
- Текущая версия (не проверялась) Пётр Николаевич Нестеров
- 15 (27) Февраля 1887(18870227) — 25 августа (8 сентября) 1914 г.
- Каманин Александр Михайлович
- Русская Православная Церковь (Московский Патриархат).
- Старообрядческие Церкви.
- Иудаизм.
- Римско-Католическая Церковь и Протестантские общины.
- Глава XV. Современный Нижний Новгород – областной центр и столица Приволжского Федерального округа.
- Продукция Нижегородских предприятий.
- Вузы Нижнего Новгорода.
- Университеты, академии, консерватория, институты.
- Институты.
- Гуманитарно-художественный институт.
- Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки
- Нижегородский музыкальный колледж имени м.А.Балакирева
- Нижегородское театральное училище имени е.Евстигнеева.
- Нижегородское художественное училище.
- Музеи Нижегородской области
- Парки Нижнего Новгорода
- Нижегородский медицинский колледж Росздрава.
- Заключение.
- Литература:
- Содержание.