logo
1kurs история( полный курс)

2) Цивилизация.

На смену первобытному строю приходит цивилизация; ее основные признаки - господство товарного производства и эксплуатации, наличие государства.

а) Товарное производство. Для него характерны: 1) появление металлических денег, денежного капитала, процента и ростовщичества (предоставление средств под проценты - рост); 2) третье общественное разделение труда – отделение торговли от производства и появление класса купцов; 3) возникновение частной собственности на землю и ипотеки (кредит под залог земли).

б) Эксплуатация. Энгельс писал: «Основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим. Рабство – первая форма эксплуатации, присущая античному (древнему) миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации».

в) Государство. Энгельс писал: «Связующей силой цивилизованного общества служит государство». Его отличия от родовой организации: 1) разделение (организация) населения по территории, а не по кровному родству; 2) учреждение публичной власти (армия, тюрьмы), не связанной непосредственно с вооруженным населением; 3) введение налогов на содержание этой публичной власти; 4) принятие законов, обеспечивающих неприкосновенность чиновников, т.е. превращающих их в силу над обществом.

Причина возникновения государства – классовые противоречия; его задача – «держать в узде противоположность классов». Как правило, государство находится в руках экономически господствующего класса и помогает ему держать в подчинении эксплуатируемых. Энгельс писал: «Античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом. В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам».