Домашние животные и их значение в развитии детей
В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно — не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым много. А давайте посмотрим, что в психо-эмоциональном развитии ребенка значат животные.
Человек часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать гармоний с миром совершенно иными, чем животные, способами. Однако человек с древнейших времен использовал «инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением.
Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить.
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность (вспомните «Рисунок семьи», где собака - полноправный и значимый ее член), в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.
Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними («Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой Дружок?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на конкретность их мышления (вспомните Дашеньку-пантеру). Испытывая страх и тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое символическое значение.
Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния сама по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, зависимости, преданности, открытости, простоты; волк - угрозы для жизни; баран символизирует силу, плодородие, упорство, упрямство, отцовство; лошадь - дружескую помощь и трудолюбие: птица - символ связи с духовным райским миром, символом надежды и свободного взлета, рыба мудрость и спокойствие. Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле.
«То, что волнует ребенка в данный момент, он может проиграть в сказочном мире, освоив стоящую перед ним проблему, пишет в книге «Как на самом деле любить детей» американский детский психолог Р. Кэмпбелл, и выстроить доступную для его восприятия картину мира и способов решения трудностей, приписав определенные чувства героям сказок». Именно поэтому народная мудрость и детская натура сказочников, мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных. Как любят дети книжки про животных, особенно с красивыми их изображениями! Курочки, петушки, соколы, зайцы, медвежата, коты и собаки связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, так как феи и волшебники, короли и принцессы — это придуманные герои, а зверей можно увидеть, потрогать.
Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика - это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.
Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью. В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.
Автор совместно с психологом Рыжковой 3. Л. провели интересный эксперимент в одном из детских садов. На занятия в группу тревожных, агрессивных, конфликтных детей в течение месяца приносили кошку Пусю. Дети наблюдали за ее робостью и нерешительностью на первых занятиях, любопытством и активностью в дальнейшем, уверенностью, доверчивостью и привязанностью к ним на последних. Пуся своим поведением «обучила» детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психо-эмоциональное напряжение. Моя обычная домашняя кошка сделала доброе дело: помогла детям понять, что они не одиноки, совсем не хуже других, многое могут, а, самое главное, свободны и независимы, имеют право «гулять сами по себе», но и нуждаются в поддержке друзей.
В гости к детям в садик дважды «заходил» и мой добрый большой и черный пес Блэк. Своим радостным дружелюбием, готовностью всегда поддерживать игру, открытостью и преданностью он завоевал дружбу детей. Его огромные размеры, сила и большие зубы нисколько не пугали их. У Блэка они научились быть открытыми, активно вести себя, доброжелательно относиться друг к другу.
Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.
Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи.
Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в соответствии с особенностями своего характера. Собак, например, предпочитают немцы, а кошек -- англичане и американцы. Есть мнение, что собак держат активные, авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек спокойные, мягкие, снисходительные.
Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает» напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.
Теперь можно понять желание многих людей держать в доме животное, теперь можно понять и Малыша, страстно мечтающего иметь собаку, нужно и Дашеньке быстрее принести в дом котенка.
Хотите проверить свое отношение к домашним животным?
- Содержание
- От автора
- Особенности развития эмоциональной сферы ребенка Родительские ожидания как важный фактор в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка
- Психологическое значение процесса родов
- Ранние этапы эмоционального развития
- Адаптация малыша к детскому саду
- Кризис трех лет и как его преодолеть
- Что могут сделать родители
- Особенности эмоционального мира дошкольника
- Значение детских фантазий
- Правило 1
- Правило 2
- Правило 3
- Правило 4
- Правило 5
- Правило 6
- Правило 7
- Правило 8
- Правило 9
- Правило 10
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 13
- Правило 14
- Правило 15
- Правило 16
- Правило 17
- Влияние
- Темперамент
- Сангвиник
- Меланхолик
- Холерик
- Флегматик
- Проведите несложный тест:
- Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
- «Клубочек» (для детей с 4 лет)
- «Ветер дует на...» (для детей 5—10 лет)
- «Найди друга» (для детей с 5 лет)
- «Секрет» (для детей с 6 лет)
- «Рукавички» (для детей с 5 лет)
- «Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)
- «Дракон» (для детей с 5 лет)
- «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
- «Поварята» (для детей с 4 лет)
- «Дотронься до...» (для детей с 5 лет)
- «Дружба начинается с улыбки...» (для детей с 4 лет)
- «Доброе животное» (для детей с 4 лет)
- «Комплименты» (для детей с 4 лет)
- «На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)
- «Тень» (для детей с 5 лет)
- «Живая скульптура» (для детей с 6 лет)
- «Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет)
- «Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)
- «Запрещенное движение»
- «Прогулка по ручью» (авторская, для детей с 5 лет)
- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе
- «Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)
- «Кораблик» (для детей с 5 лет)
- «Неваляшка» (для детей с 6 лет)
- «Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)
- «Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
- «Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
- «Художники-натуралисты» (для детей с 4 лет)
- «Дизайнеры» (для детей с 4 лет)
- «Жмурки» (для детей с 4 лет)
- «Маски» (для детей с 6 лет)
- «Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
- «Необычное сражение» (для детей с 5 лет)
- «Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
- «Медвежонок» (для детей с 4 лет)
- «Чехарда» (для детей с 6 лет)
- Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
- «Подушечные бои» (для детей с 5 лет)
- «Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
- «Детский футбол» (для детей с 4 лет)
- «По кочкам» (для детей с 5 лет)
- «Уходи, злость, уходи!» (для детей с 4 лет)
- «Брыкание» (для детей с 6 лет)
- «Два барана» (для детей с 5 лет)
- «Курицы и петух»
- «Штурм крепости» (для детей с 5 лет)
- «Тигр на охоте» (для детей с 5 лет)
- «Жужа» (для детей с 6 лет)
- «Переезд» (для детей с 5 лет)
- «Час тишины и час "можно"» (для детей с 4 лет)
- «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)
- «Нет! Да!» (для детей с 5 лет)
- Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
- «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Врасти в землю» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
- «Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Замри» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
- «Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское)
- «Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
- «Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Торт» (для детей с 4 лет)
- «Портрет» (для детей с 5 лет)
- «Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)
- «Путешествие на голубую звезду»
- «Полет птицы»
- Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога»
- Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
- «Фотография» (для детей с 4 лет)
- «Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
- Какие игрушки нужны детям
- Роль сказки в развитии детской эмоциональности
- Сказка о дочери Грома и Тучи
- Сказка о птицах
- Сказка про Кляксу
- Домашние животные и их значение в развитии детей
- Ответьте на вопросы анкеты:
- Рисуночные игры «Красочное чудо»
- «Радуга»
- «Самоцветы»
- «Рисуем музыку»
- «Рисуем настроение» (для детей с 5 лет)
- «Рисуем сказку»
- «Рисуем портреты»
- «Рисунок на стекле»
- «Восковой рисунок»
- «Кляксы»
- « Волшебный салют»
- Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
- «Свободный танец» (для детей с 5 лет)
- «Джаз тела» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет)
- «Веселая зарядка» (Афонькин с. Ю., для детей с 4 лет)
- «Походка и настроение» (для детей с 4 лет)
- «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)
- «Танец морских волн» (для детей с 6 лет)
- Этюд «Из семени в дерево» (для детей с 4 лет)
- Этюд «Потянулись — сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)
- Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)
- «Ожерелье» (для детей с 5 лет)
- «Лес» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Согласованные действия»
- «Огонь — лед» (для детей с 4 лет)
- Вместо заключения
- А самое главное — любите!
- Литература