Адаптация малыша к детскому саду
Эти ступени развития ребенка не перестают радовать и умилять родителей: узнает, улыбается, лепечет, сидит, берет игрушки, ходит, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье: сам начинает кушать, натягивает колготки, улыбается, научился пользоваться носовым платком, здорово! Все — пора в люди, в садик. Ребенок должен знать, что на свете есть еще и другие дети и их интересы.
Картина адаптации вашего ребенка к детскому саду диагностична в плане появления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
Маленького Васю впервые привели в детский сад, доброжелательно встретили и пообещали: «Ты поспишь и мама за тобой придет». Вася как-то смог уснуть (это порадовало педагога - ребенку хорошо, он отдыхает), но маму встретил плача, ночью просыпался, искал ее. Наутро покорно пошел в садик. Войдя в группу, подошел к кроватке, разделся и лег. И так лежал весь день, пытаясь уснуть и приблизить встречу с мамой.
Как часто взрослые не думают, что обещают детям! Не понимают, что не может еще малыш анализировать, предвосхищать будущее, он конкретно воспринимает обещания и слова, и если мама оставила его, даже пообещав скоро вернуться (ситуация - мама ушла в магазин, вышла к соседке и т. д.), это беда, горе, страх одиночества и незащищенности.
Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время (до обеда, до сна, во время сна). Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребенка вовремя.
Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т. д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть просто плохим настроением.
А теперь вспомните, как вы помогали ребенку адаптироваться к детскому саду, как привыкал, не был ли этот процесс длительным (более трех недель), болезненным (капризы, плач, нарушения сна). Все это могло стать причиной эмоциональных проблем в настоящем.
- Содержание
- От автора
- Особенности развития эмоциональной сферы ребенка Родительские ожидания как важный фактор в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка
- Психологическое значение процесса родов
- Ранние этапы эмоционального развития
- Адаптация малыша к детскому саду
- Кризис трех лет и как его преодолеть
- Что могут сделать родители
- Особенности эмоционального мира дошкольника
- Значение детских фантазий
- Правило 1
- Правило 2
- Правило 3
- Правило 4
- Правило 5
- Правило 6
- Правило 7
- Правило 8
- Правило 9
- Правило 10
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 13
- Правило 14
- Правило 15
- Правило 16
- Правило 17
- Влияние
- Темперамент
- Сангвиник
- Меланхолик
- Холерик
- Флегматик
- Проведите несложный тест:
- Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
- «Клубочек» (для детей с 4 лет)
- «Ветер дует на...» (для детей 5—10 лет)
- «Найди друга» (для детей с 5 лет)
- «Секрет» (для детей с 6 лет)
- «Рукавички» (для детей с 5 лет)
- «Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)
- «Дракон» (для детей с 5 лет)
- «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
- «Поварята» (для детей с 4 лет)
- «Дотронься до...» (для детей с 5 лет)
- «Дружба начинается с улыбки...» (для детей с 4 лет)
- «Доброе животное» (для детей с 4 лет)
- «Комплименты» (для детей с 4 лет)
- «На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)
- «Тень» (для детей с 5 лет)
- «Живая скульптура» (для детей с 6 лет)
- «Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет)
- «Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)
- «Запрещенное движение»
- «Прогулка по ручью» (авторская, для детей с 5 лет)
- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе
- «Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)
- «Кораблик» (для детей с 5 лет)
- «Неваляшка» (для детей с 6 лет)
- «Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)
- «Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
- «Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
- «Художники-натуралисты» (для детей с 4 лет)
- «Дизайнеры» (для детей с 4 лет)
- «Жмурки» (для детей с 4 лет)
- «Маски» (для детей с 6 лет)
- «Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
- «Необычное сражение» (для детей с 5 лет)
- «Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
- «Медвежонок» (для детей с 4 лет)
- «Чехарда» (для детей с 6 лет)
- Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
- «Подушечные бои» (для детей с 5 лет)
- «Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
- «Детский футбол» (для детей с 4 лет)
- «По кочкам» (для детей с 5 лет)
- «Уходи, злость, уходи!» (для детей с 4 лет)
- «Брыкание» (для детей с 6 лет)
- «Два барана» (для детей с 5 лет)
- «Курицы и петух»
- «Штурм крепости» (для детей с 5 лет)
- «Тигр на охоте» (для детей с 5 лет)
- «Жужа» (для детей с 6 лет)
- «Переезд» (для детей с 5 лет)
- «Час тишины и час "можно"» (для детей с 4 лет)
- «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)
- «Нет! Да!» (для детей с 5 лет)
- Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
- «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Врасти в землю» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
- «Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Замри» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
- «Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское)
- «Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
- «Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Торт» (для детей с 4 лет)
- «Портрет» (для детей с 5 лет)
- «Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)
- «Путешествие на голубую звезду»
- «Полет птицы»
- Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога»
- Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
- «Фотография» (для детей с 4 лет)
- «Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
- Какие игрушки нужны детям
- Роль сказки в развитии детской эмоциональности
- Сказка о дочери Грома и Тучи
- Сказка о птицах
- Сказка про Кляксу
- Домашние животные и их значение в развитии детей
- Ответьте на вопросы анкеты:
- Рисуночные игры «Красочное чудо»
- «Радуга»
- «Самоцветы»
- «Рисуем музыку»
- «Рисуем настроение» (для детей с 5 лет)
- «Рисуем сказку»
- «Рисуем портреты»
- «Рисунок на стекле»
- «Восковой рисунок»
- «Кляксы»
- « Волшебный салют»
- Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
- «Свободный танец» (для детей с 5 лет)
- «Джаз тела» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет)
- «Веселая зарядка» (Афонькин с. Ю., для детей с 4 лет)
- «Походка и настроение» (для детей с 4 лет)
- «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)
- «Танец морских волн» (для детей с 6 лет)
- Этюд «Из семени в дерево» (для детей с 4 лет)
- Этюд «Потянулись — сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)
- Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)
- «Ожерелье» (для детей с 5 лет)
- «Лес» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Согласованные действия»
- «Огонь — лед» (для детей с 4 лет)
- Вместо заключения
- А самое главное — любите!
- Литература