Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.
Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему - возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле - «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психоэмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна. В данной книге не ставится целью проанализировать эту проблему, это тема глубокой теоретической работы. Здесь хочется остановиться лишь на нескольких наиболее популярных сказках. Одной из самых ранних из них является «Курочка Ряба». Помните: «Жили-были Дед да Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил — не разбил. Баба била не разбила. А Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет Дед, Баба плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое...»
Очень милая, распевная, убаюкивающая сказка. Давайте посмотрим, какова же ее функция в плане психоэмоционального развития ребенка.
Для 1—1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: «дед», «баба», «мышка», «курочка» - делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей. А вот 2-годовалому ребенку уже знакомы слова «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов, связанный уже с личным опытом малыша, делает сказку подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким грустным выражением лица 2—2,5-летний ребенок дослушивает эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистичное обещание курочки снести другое яичко не радует ребенка. Что же он чувствует, откуда такое интуитивно-осторожное восприятие безобидной сказки? Скоро это станет совсем понятным. Отметим только, что 3-летний ребенок и более старший слушает эту сказку с полным безразличием. А теперь давайте разберемся, в чем же на самом деле смысл этой древней, по-настоящему мудрой и эмоционально насыщенной сказки.
Во-первых, эта сказка была предназначена взрослым и, являясь частью богатого русского народного взрослого фольклора, в первоначальном варианте звучит и толкуется немного иначе. В Древней Руси далее дети знали и понимали ее символический смысл. Золотое яйцо символ смерти получали старые люди, когда им приходило время умирать. Пестрая курица - посредник между небом и землей обозначала возможность выборов и перемен. И поэтому те, кому удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить, а простое яичко — символ новой жизни. Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью, продолжение ее в детях. Теперь вам понятна тревожность 2-летнего ребенка. А почему же она не воспринимается эмоционально 3-летним? Да потому, что в восприятии современного малыша дезинформатична. Он, уже научившись усваивать элементы причинно-следственных связей, не в состоянии увидеть в ней, не зная истинного ее смысла, логики происходящего . и эмоционального переживания героев. Ребенок ещё может допустить, что курочка снесла золотое яичко. Ему не совсем понятно, почему же Дед и Баба стали его бить. Они сильные не разбили, а маленькой Мышке с хилым хвостиком это удалось. Странно, ну ладно, ведь в сказках все бывает. А вот дальше совсем непонятно. Почему же они плачут, ведь сами же его били-били, они же хотели этого? Ребенок окончательно запутывается в ходе событий и не понимает, что ему делать сочувствовать или радоваться.
Именно поэтому данная сказка 3-летнему ребенку не только не полезна, но и вредна. Она не позволяет ему прочувствовать эмоциональное состояние героев, не оставляет в душе ребенка никакого следа.
А всеми уважаемый «Колобок»? В самом раннем возрасте он безобиден, потому что рассказываемый нараспев мамой или бабушкой, он успокаивает своей плавностью, от него очень хочется уснуть.
В 2,5 года что-то в этой сказке настораживает. В 3 года ребенок может заплакать оттого, что хитрая Лиса съела Колобка. В этом возрасте подсознательно улавливается ребенком негативный предостерегающий смысл сказки. Некоторые психоаналитики так ее толкуют.
Долго жили Дед и Баба без детей. И вот захотелось Деду сыночка. Где-то что-то они поскребли, нагребли и сделали Колобка. Нет бы на него сидеть и любоваться, так они его в полном одиночестве оставили на окне, да и забыли про него напрочь, до конца сказки. Скучал-скучал бедный Колобок, спрыгнул он с подоконника и покатился один-одинешенек в лес символ тайн, страхов и неожиданностей. Все ему по дороге угрожали, но Колобок, как мог, пытался сохранить свою жизнь. Однако мал был еще и неопытен, естественно, что его мудрая взрослая Лиса и съела. Вот так и закончилось грустное одинокое детство нелюбимого сына Колобка. Весело ли вам от такой сказки? Вот и малышу тревожно.
Примером правильного половозрастного выбора может быть рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3—4 года. Мальчики эту сказку жалуют реже. Красивая, послушная, кроткая — все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности, которые случились с бабушкой из-за того, что Красная Шапочка не послушала Маму. И только какие-то люди со стороны, случайно проходившие мимо, спасли ситуацию. Мораль сказки глубока: девочка должна слушаться маму, не то на пути ее повстречается зло (страшный волк), и мама уже ничем не поможет. В 4,5—5 лет в психо-сексуальном развитии девочки наступает стадия принятия и любви к лицу противоположного пола, в частности к отцу. Если в этом возрасте настойчиво рассказывать сказку о горьких последствиях встречи девочки с существом мужского пола страшным, кровожадным, голодным, то есть большой риск, что в подсознании девочки сформируется модель негативного отношения к мужчине и во взрослом поведении эта модель может проявиться в виде нарушения взаимоотношений с мужчинами, в страхе и недоверии к ним.
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Автор считает, что для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.
сочиняйте и рассказывайте!
Примером замечательных сказок, развивающих чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро являются энергетические сказки, придуманные Светланой Павловной Кремневой, педагогом-практиком.
Рассказывать эти сказки рекомендуется с двух лет.
- Содержание
- От автора
- Особенности развития эмоциональной сферы ребенка Родительские ожидания как важный фактор в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка
- Психологическое значение процесса родов
- Ранние этапы эмоционального развития
- Адаптация малыша к детскому саду
- Кризис трех лет и как его преодолеть
- Что могут сделать родители
- Особенности эмоционального мира дошкольника
- Значение детских фантазий
- Правило 1
- Правило 2
- Правило 3
- Правило 4
- Правило 5
- Правило 6
- Правило 7
- Правило 8
- Правило 9
- Правило 10
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 13
- Правило 14
- Правило 15
- Правило 16
- Правило 17
- Влияние
- Темперамент
- Сангвиник
- Меланхолик
- Холерик
- Флегматик
- Проведите несложный тест:
- Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
- «Клубочек» (для детей с 4 лет)
- «Ветер дует на...» (для детей 5—10 лет)
- «Найди друга» (для детей с 5 лет)
- «Секрет» (для детей с 6 лет)
- «Рукавички» (для детей с 5 лет)
- «Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)
- «Дракон» (для детей с 5 лет)
- «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
- «Поварята» (для детей с 4 лет)
- «Дотронься до...» (для детей с 5 лет)
- «Дружба начинается с улыбки...» (для детей с 4 лет)
- «Доброе животное» (для детей с 4 лет)
- «Комплименты» (для детей с 4 лет)
- «На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)
- «Тень» (для детей с 5 лет)
- «Живая скульптура» (для детей с 6 лет)
- «Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет)
- «Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)
- «Запрещенное движение»
- «Прогулка по ручью» (авторская, для детей с 5 лет)
- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе
- «Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)
- «Кораблик» (для детей с 5 лет)
- «Неваляшка» (для детей с 6 лет)
- «Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)
- «Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
- «Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
- «Художники-натуралисты» (для детей с 4 лет)
- «Дизайнеры» (для детей с 4 лет)
- «Жмурки» (для детей с 4 лет)
- «Маски» (для детей с 6 лет)
- «Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
- «Необычное сражение» (для детей с 5 лет)
- «Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
- «Медвежонок» (для детей с 4 лет)
- «Чехарда» (для детей с 6 лет)
- Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
- «Подушечные бои» (для детей с 5 лет)
- «Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
- «Детский футбол» (для детей с 4 лет)
- «По кочкам» (для детей с 5 лет)
- «Уходи, злость, уходи!» (для детей с 4 лет)
- «Брыкание» (для детей с 6 лет)
- «Два барана» (для детей с 5 лет)
- «Курицы и петух»
- «Штурм крепости» (для детей с 5 лет)
- «Тигр на охоте» (для детей с 5 лет)
- «Жужа» (для детей с 6 лет)
- «Переезд» (для детей с 5 лет)
- «Час тишины и час "можно"» (для детей с 4 лет)
- «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)
- «Нет! Да!» (для детей с 5 лет)
- Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
- «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Врасти в землю» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
- «Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Замри» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
- «Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское)
- «Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
- «Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское)
- «Торт» (для детей с 4 лет)
- «Портрет» (для детей с 5 лет)
- «Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)
- «Путешествие на голубую звезду»
- «Полет птицы»
- Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога»
- Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
- «Фотография» (для детей с 4 лет)
- «Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
- Какие игрушки нужны детям
- Роль сказки в развитии детской эмоциональности
- Сказка о дочери Грома и Тучи
- Сказка о птицах
- Сказка про Кляксу
- Домашние животные и их значение в развитии детей
- Ответьте на вопросы анкеты:
- Рисуночные игры «Красочное чудо»
- «Радуга»
- «Самоцветы»
- «Рисуем музыку»
- «Рисуем настроение» (для детей с 5 лет)
- «Рисуем сказку»
- «Рисуем портреты»
- «Рисунок на стекле»
- «Восковой рисунок»
- «Кляксы»
- « Волшебный салют»
- Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
- «Свободный танец» (для детей с 5 лет)
- «Джаз тела» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет)
- «Веселая зарядка» (Афонькин с. Ю., для детей с 4 лет)
- «Походка и настроение» (для детей с 4 лет)
- «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)
- «Танец морских волн» (для детей с 6 лет)
- Этюд «Из семени в дерево» (для детей с 4 лет)
- Этюд «Потянулись — сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)
- Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)
- «Ожерелье» (для детей с 5 лет)
- «Лес» (для детей с 5 лет)
- Этюд «Согласованные действия»
- «Огонь — лед» (для детей с 4 лет)
- Вместо заключения
- А самое главное — любите!
- Литература