Периодизация первобытности
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда; это деление истории человечества на три века—каменный, бронзовый и железный.
Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век, или неолит Между палеолитом и неолитом выделяют переходную эпоху—мезолит. Археологические эпохи могут быть синхронизированы с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Его делят на две эпохи: 1) предледниковую и ледниковую, называемую плейстоцен, и 2) послеледниковую - голоцен. В археологической периодизации плейстоцен соответствует эпохам палеолита и в значительной части, а может быть и полностью - мезолита . Неолит относиться уже к послеледниковой эпохе - голоцену.
Люди появились на земле 700—600 тысяч лет назад. Древнейшие люди сильно отличались от людей нашего времени. Пальцы на руках были у них неловкие; своими руками человек мог выполнять самую несложную работу, хватать, ударять, копать землю. Лоб у древнейшего человека был низкий и покатый; мозг был значительно меньше мозга современного человека. Немногими отрывистыми звуками люди выражали гнев, страх, призывали друг друга на помощь,
Человек, откалывая от камня мелкие кусочки, заострял его край. Остриём камня человек копал землю, раскалывал кости, рубил мясо, вырубал из дерева дубину. Такие камни, обработанные древним человеком, называются ручными рубилами. У человека не было крепких когтей и могучих лап, как у хищных зверей, но заостренный камень был крепче любых когтей и зубов, а удар дубиной был сильнее удара медвежьей лапы. Заострённый камень и дубина были первыми орудиями труда; с их помощью люди добывали себе пищу, а также защищались от хищных зверей. На берегах рек и озёр, в зарослях кустарника люди выкапывали съедобные корни и личинки насекомых, охотились на мелких животных, разрывали их норы, разыскивали плоды и птичьи яйца. В поисках пищи люди бродили с места на место. У них не было ни постоянных жилищ, ни одежды; они не умели пользоваться огнём. Жить они могли только в местностях с теплым климатом.
Древнейших людей называют первобытными людьми. Жить в одиночку древнейшие люди не могли; без помощи друг друга они не добыли бы себе пищи, а стали бы сами добычей хищных зверей. Поэтому люди жили группами, совместно добывая еду и защищаясь от крупных хищников. Группы сходились и расходились, как сходятся стада диких животных; такую группу первобытных людей и называют первобытным стадом. В каждом стаде было не больше нескольких десятков людей; большему числу людей было трудно прокормиться в одной местности.
Первобытные люди не раз видели огонь при лесных пожарах, возникавших от ударов молнии и при извержениях вулканов. Долгое время люди боялись огня, но затем они заметили, что огонь даёт тепло и защищает от хищных зверей. Люди стали добывать огонь и разводить костры. Так как пожары и извержения вулканов случались редко, то люди постоянно поддерживали добытый огонь, не давая ему угаснуть.
Позднее они научились добывать огонь трением одного куска сухого дерева о другой. Обрабатывая в течение сотен тысяч лет камни, первобытные люди научились делать из них разнообразные орудия труда: наконечники копий, скребки для очистки шкур, пластинки, служившие ножами.
Все то время, когда люди делали свои орудия труда из камня, называется каменным веком.
Научившись добывать огонь и делать из камня, люди смогли охотиться не только на отдельных животных, но и на стада быков, оленей, лошадей. Однако, такая охота могла быть успешном лишь при участии в ней десятков и даже сотен людей. Охота на крупных животных стала главным занятием людей. Благодаря тому, что люди владели огнём и охотились, они не погибли во время резкого похолодания, начавшегося во всём северном полушарии около 100 тысяч лет назад.
Охота давала людям не только пишу, но также одежду, а нередко и жилище. Одеждой им служили шкуры животных, очищенные от мяса и жира. Селились люди в пещерах. Позднее они стали строить землянки — жилища, наполовину вырытые в земле. Люди часто делали стенки землянок из черепов и других крупных костей мамонта, а крыши — из бивней, покрывая их травой и шкурами.
Женщины делали одежду, готовили пищу, собирали съедобные растения. Им помогали дети. Все добытое мужчинами и женщинами распределялось между всеми людьми, жившими одной группой.
Благодаря постоянному труду первобытных людей в течение сотен тысяч лет пальцы на их руках становились всё более ловкими. Человек не только мог держать в руке камень или дубину и ударять ими, но и мог вырезать каменными ножичками различные предметы из кости и рога.
Для того чтобы труд первобытных людей был успешным, им необходимо было за многим наблюдать и многое обдумывать. Они должны были уметь выбирать камни, подходящие для изготовления орудий, различать съедобные и ядовитые растения, изучать повадки животных, на которых они охотились, и знать многое другое, Поэтому в труде развивался ум человека, увеличивался и его мозг.
Вместе с развитием ума людей развивалась их речь. При совместном труде людям нужно было очень часто обращаться друг к другу; объяснить, как нужно работать, отдавать приказание, спросить совета. Поэтому во время работы появлялись слова, возникла связная речь. Вскоре люди стали изготовлять наряду с каменным орудиями также орудия из кости и рога: иглы, шилья, гарпуны. Прикрепляя заостренный камень к палке, люди делали топор; удар топором был много сильнее удара простым камнем. Позднее они стали просверливать костью отверстие в камне, подсыпая на камень мокрый песок. Каменными топорами можно было, хотя и с большим трудом, рубить деревья, строить жилища и суда. Первым судном был плот, связанный из двух-трёх стволов деревьев; на нём люди отплывали недалеко от берега, чтобы ловить рыбу. Затем стали делать лодки; каждую лодку делали из целого ствола дерева.
Несмотря на улучшение орудий труда, люди не могли жить в одиночку. Чтобы добыть на охоте пищу, выдолбить из ствола дерева лодку и построить жилище, люди должны были работать большими группами; при этом им нужно было хорошо понимать друг друга и действовать дружно. Каждая группа состояла из родичей — родственников. Все родичи сообща трудились и делили между собой всё, что добывали. У группы было общее имущество: жилище, лодки, шкуры животных, запасы еды.
Группа родичей, живших и трудившихся сообща, имевших общее имущество, называется родом или родовой общиной. Родом управляли старейшины — самые опытные и мудрые из родичей. Они действовали в интересах всего рода. Поэтому старейшины пользовались общим доверием, и весь род беспрекословно выполнял их приказания.
Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя.
Первобытные люди не имели других орудии труда, кроме орудий из камня, дерева, а позднее также из кости и рога. С такими орудиями труда люди едва могли обеспечить себя пропитанием. Чтобы добывать средства к существованию, они жили первобытными стадами, а позднее родовыми общинами. Имущество у них было общее. Самые опытные и уважаемые люди руководили охотой и рыбной ловлей, распределяли между родичами то, что те совместно добывали. Таком порядок жизни называется первобытнообщинным строй
Люди сотни тысяч лет жили первобытнообщинным строем — трудились сообща, владели общим имуществом и были равны между собой.
Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.
- Конспект лекций по дисциплине «Культурология»
- Содержание
- Тема 6: Культура Древнего Рима 85
- Тема 13: Культура Ислама 209
- Тема 1: Введение в предмет Понятие культура
- Область изучения и цель предмета
- Функция культуры
- Материальная и духовная культура
- Периодизация культуры
- Определение цивилизации
- Характерные черты цивилизации
- Влияние религиозного представления о мире на развитие общества
- Конфликт цивилизации и технического прогресса
- Тема 2: Первобытное общество Теории происхождения человека:
- Периодизация первобытности
- Искусство первобытного общества
- Ранние формы религии:
- Тема 3: Культура Древнего Египта Основание Египетского государства
- Культурные и исторические периоды
- Представление о загробном мире
- Культ фараона
- Религия и её формирование
- Миф об Осирисе
- Религиозная и культурная реформа Эхнатона
- Изобразительное искусство
- Письменность и литература
- Развитие строительства гробниц
- Храмовое строительство:
- Металлургия
- Тема 4: Культура Междуречья
- Религия Шумера
- Зороастризм
- Храмовая архитектура
- «Вавилон» - врата бога
- Персеполь
- Письменность и литература:
- Законы Хаммурапи:
- Тема 5: Культура Древней Греции Крито-микенская культура
- Периоды древнегреческой цивилизации:
- Полисная система
- Греческая демократия
- Социальое устройство
- Рабовладельчество
- Религия:
- Загробный мир
- Греческая мифология
- Архитектурные ордера
- Литература и драматургия:
- Драматургия
- Скульптура
- Геродот – отец Истории
- Философия
- Философские школы Древней Греции
- Тема 6: Культура Древнего Рима
- Периоды древнеримской цивилизации
- Религия
- Культ мертвых и домашние божества
- Римская мифология
- Римское право
- Римская архитектура
- Литература.
- Скульптура. Римский портрет
- Свободное время у римлян
- Музыка, пение и танцы
- Гладиаторские игры
- Раннехристианская культура. Эпоха гонений
- «Миланский эдикт»
- Тема 7: Культура Древнего Востока
- Индуизм
- Буддизм
- Философия, литература
- Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
- «Махабхарата»
- Рамаяна
- Культурные особенности Японии и Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Буддизм Китая
- Литература и живопись Китая
- Архитектура и искусство Китая
- Тема 8: Византийская культура
- Античные традиции в византийской культуре
- Государственное устройство Византии
- Философия Византии
- Иконоборчество
- Великий Раскол 1054 года:
- Тема 9: Средневековая западноевропейская культура Периоды средневековья Влияние Римо-католической Церкви на формирование и развитие западноевропейских государств
- Церковь и ереси
- Инквизиция
- Крестовые походы
- Второй крестовый поход.
- Университеты
- Развитие схоластики
- Литература
- Предпосылки научного переворота
- Эпоха великих географических открытий
- Тема 10: Культура Древней Мексики
- Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма
- Натурфилософия и наука
- Наука и философия . Проблемы теории познания мира
- Характер художественной литературы Возрождения
- Треченто
- Кватроченто
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- Роль искусства
- Реформация в Англии:
- Лютеранство
- Английская революция
- Французская революция
- Войны Наполеона
- Тема 12: Культура Руси Дохристианская Русь
- Древнерусское государство
- Славянская мифология
- Земледельческий религиозный культ древних славян
- Зодчество Древней Руси
- Народный костюм
- Крещение Руси
- Феофан Грек
- Андрей Рублёв
- Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси
- Автокефалия
- «Москва- третий Рим»
- Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
- Реформы Петра I
- Русские первооткрыватели:
- Особенности русской религиозной философии
- Тема 13: Культура Ислама
- Арабская философия
- Литература
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Литература