logo
лекции по культурологии

Натурфилософия и наука

Обращенная к теме природы натурфилософия характерна для эпохи Возрождения .Это было обусловлено возникшими в то время очагами индустриального общества и активизацией материального производства в городах.

Николай Кузанский (1401-1464), выступил активным противником средневековой схоластики , сторонником человеческого разума и знаний .В его творчестве основной была тема Бога и его отношению к миру.

Одним из проявлений натурфилософии эпохи Возрождения было творчество Бернардино Телезео (1509-1597), он был сторонником познания природы с помощью, прежде всего , ощущений и органов чувств , опытного естествознания .По его убеждению , главной задачей натурфилософии является изучение природы и ее объяснение .

Пантеистические мотивы присутствовали и в философии Франческо Патрици (1529-1597). Он полагал, что основой мира является некий свет , животворящее начало и источник развития всего сущего .

На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном и философ. Его основной труд содержал в себе коренной пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира .

Дальнейшее развитие гелиоцентризма осуществил Иоганн Кеплер (1571-1630), астроном , математик , физик и философ .Он отстаивал тезис о единстве Солнечной системы и взаимодействии планет внутри нее.

Наибольшее развитие натурфилософия эпохи Возрождения получила в творчестве итальянского философа , ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). В своих работах Бруно изложил основы нового философского мировоззрения . В философии Бруно на первом месте находилась тема Бога и его отношения с окружающим миром .

Германский врач и астролог Парацельс (1483-1541) , призывал при познании материального мира опираться на медицину и астрологию .Парацельс учил о наличии в мире некой активной жизненной силы (“архэ”), которая дает исток всем вещам природы .

Точная наука Возрождения и ее органичная связь с философским мышлением олицетворена именем Леонардо да Винчи (1452-1519) .Этот итальянский мыслитель был символом всесторонности и гармоничности развития личности .Его по праву считают пионером естествознания Нового времени .По определению философа , человек есть “величайшее орудие природы” . Опираясь на знания , он создает из материала природы огромное множество вещей и творений , новую реальность – мир культуры .

Завершением естественнонаучной тенденции , сложившейся в философии эпохи Возрождения , явилось творчество итаьянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени .Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Значение творчества Галелея состояло прежде всего в стремлении объяснять природу и ее законы с позиций науки.

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных городских слоев.

Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265-1321), он выдвинул смелый для своего времени тезис о том , что человек по природе своей создан не только для посмертной , но и для земной жизни.

Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе .

Становлению итальянского способствовал и Джованни Боккаччо (1313-1375), выступавший в своих произведениях с позиции критики духовенства и опддержки передовых умонастроений городского населения .

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463-1494), он подчеркивал важнейшее свойство человека - его свободу.

В Голландии родился писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469-1536). Он извстен как переводчик и первый издатель Библии на латинском языке , критик схоластики и моралист .

Во Франции к гуманистическому движению принадлежал Мишель де Монтень (1533-1592), философ и моралист, он критиковал схоластическую философию и догматизм религиозного вероучения.

В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой .В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире , имел место культ красоты и духовности человека.

Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни .

Тему сильного централизованого государства раскрывал в своем творчестве французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) . Он рассматривал государство как некое содружество , которое основано на частной собственности и выполняет ряд функций (охрана собственности , защита семьи и др.)

Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении , как утопический социализм. Самой заметной фигурой был английский писатель Томас Мор (1478-1535). Утописты в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей . Утописты полагали , что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть , которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе.

Немецкий профессор теологии Мартин Лютер (1483-1546) выступал за восстановление подлинного значении содержании Библии и осуществил перевод ее на немецкий язык. Он предлагал значительно сузить роль духовенства в обществе и оставить за ним лишь функции духовного наставления верующих .

Другой реформатор церкви, Жан Кальвин (1509-1564) старался еще более упростить религиозный культ и вывести церковь из-под власти государства.

Наиболее признанным среди народных низов был Томас Мюнцер (1490-1525),он полагал, что к подлинной вере способны лишь простые люди, не обремененные имуществом и властью.

Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества , богатство иных форм духовности (естествознание , искусство , социально-политичекие учения). Значение эпохи Возрожления для философии состоит прежде всего в том , что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение , ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры.

Философия раннего Нового времени (XVII век)

Общая характеристика

XVII век явился временем крупных в истории человеческого сообщества. Для Европы они прежде всего выразились в начале промышленной стадии развития и в осуществлений первых буржуазных революций .

Философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой , а ее важнейшим объектом стала природа и источники знания , методы его получения и формы существования .

На философию того времени огроромное влияние оказало естествознание , но по рпежднему присутствовала идея Бого . Сформироваллись два крупных философских течения –эмпиризм и рационализм .

XVII не без оснований называют “веком гениев” в науке .