Греческая мифология
Доолимпийский период.
Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно – нагроможденном виде, окружающие материализуется, одушевляется, населяется какими – то непонятными слепыми силами Земли с составляющимся её предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии собирательно – охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием – это есть фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно обитало. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму.
Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).
Олимпийский период
В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека.
Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего, преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами.
Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим Перуном. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника (“победа”) — уже не страшный и непобедимый демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была страшным законом её стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Рядом с Зевсом также и Геба — символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом.
Поздний героизм.
Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.
Вся греческая мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению её в чистейшем виде, от магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия её художественного воздействия, а литературе и искусстве.
- Конспект лекций по дисциплине «Культурология»
- Содержание
- Тема 6: Культура Древнего Рима 85
- Тема 13: Культура Ислама 209
- Тема 1: Введение в предмет Понятие культура
- Область изучения и цель предмета
- Функция культуры
- Материальная и духовная культура
- Периодизация культуры
- Определение цивилизации
- Характерные черты цивилизации
- Влияние религиозного представления о мире на развитие общества
- Конфликт цивилизации и технического прогресса
- Тема 2: Первобытное общество Теории происхождения человека:
- Периодизация первобытности
- Искусство первобытного общества
- Ранние формы религии:
- Тема 3: Культура Древнего Египта Основание Египетского государства
- Культурные и исторические периоды
- Представление о загробном мире
- Культ фараона
- Религия и её формирование
- Миф об Осирисе
- Религиозная и культурная реформа Эхнатона
- Изобразительное искусство
- Письменность и литература
- Развитие строительства гробниц
- Храмовое строительство:
- Металлургия
- Тема 4: Культура Междуречья
- Религия Шумера
- Зороастризм
- Храмовая архитектура
- «Вавилон» - врата бога
- Персеполь
- Письменность и литература:
- Законы Хаммурапи:
- Тема 5: Культура Древней Греции Крито-микенская культура
- Периоды древнегреческой цивилизации:
- Полисная система
- Греческая демократия
- Социальое устройство
- Рабовладельчество
- Религия:
- Загробный мир
- Греческая мифология
- Архитектурные ордера
- Литература и драматургия:
- Драматургия
- Скульптура
- Геродот – отец Истории
- Философия
- Философские школы Древней Греции
- Тема 6: Культура Древнего Рима
- Периоды древнеримской цивилизации
- Религия
- Культ мертвых и домашние божества
- Римская мифология
- Римское право
- Римская архитектура
- Литература.
- Скульптура. Римский портрет
- Свободное время у римлян
- Музыка, пение и танцы
- Гладиаторские игры
- Раннехристианская культура. Эпоха гонений
- «Миланский эдикт»
- Тема 7: Культура Древнего Востока
- Индуизм
- Буддизм
- Философия, литература
- Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
- «Махабхарата»
- Рамаяна
- Культурные особенности Японии и Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Буддизм Китая
- Литература и живопись Китая
- Архитектура и искусство Китая
- Тема 8: Византийская культура
- Античные традиции в византийской культуре
- Государственное устройство Византии
- Философия Византии
- Иконоборчество
- Великий Раскол 1054 года:
- Тема 9: Средневековая западноевропейская культура Периоды средневековья Влияние Римо-католической Церкви на формирование и развитие западноевропейских государств
- Церковь и ереси
- Инквизиция
- Крестовые походы
- Второй крестовый поход.
- Университеты
- Развитие схоластики
- Литература
- Предпосылки научного переворота
- Эпоха великих географических открытий
- Тема 10: Культура Древней Мексики
- Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма
- Натурфилософия и наука
- Наука и философия . Проблемы теории познания мира
- Характер художественной литературы Возрождения
- Треченто
- Кватроченто
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- Роль искусства
- Реформация в Англии:
- Лютеранство
- Английская революция
- Французская революция
- Войны Наполеона
- Тема 12: Культура Руси Дохристианская Русь
- Древнерусское государство
- Славянская мифология
- Земледельческий религиозный культ древних славян
- Зодчество Древней Руси
- Народный костюм
- Крещение Руси
- Феофан Грек
- Андрей Рублёв
- Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси
- Автокефалия
- «Москва- третий Рим»
- Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
- Реформы Петра I
- Русские первооткрыватели:
- Особенности русской религиозной философии
- Тема 13: Культура Ислама
- Арабская философия
- Литература
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Литература