Область изучения и цель предмета
В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. «Культура” - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен".
Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того контекста времени и пространства, в котором она существует. В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытнообщинного строя и однозначно оценивались как примитивные, то есть подлежащие.
Однако в том же столетии возникла противоположная мысль – что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и родилась культурология как наука об уникальности и несхожести культур.
Культурология рассматривает свой предмет внутри пространственно-временного континуума, обладающего культурно-историческим единством. Такой смысл культурологи вкладывают в слово "эон". Интересно первоначальное значение этого слова: греки именовали им очень длительный период в развитии мира. Гностики называли этим, словом божественные силы, исходящие от Абсолюта. Мистический шлейф смыслов окутывает - это культурологическое понятие.
Возьмем, к примеру, понятие "Западная Европа". Один из самых интересных культурологов А.Дж. Тойнби присваивает Западной Европе статус цивилизации, что для него означает не просто целостность географическую, историческую, общий генезис и историю, но, конечно же, все это в нераздельной слитности - единый мир, в котором люди способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает возможность взаимопонимания, когда в слова и поступки вкладывается понятный и общий для носителей этой культуры смысл, то есть присутствие культурной идентичности. Западная Европа, родившаяся из разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утратившей свое былое могущество и доставшейся готским завоевателям, ставшая единой благодаря Карлу Великому и Римской Церкви, впитала в себя наследие эллинской культуры и христианскую религию. Родились совершенно новые нации и языки, а главное - люди с абсолютно новым самосознанием.
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.
1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения : культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Под типологией в современной научной литературе понимается метод расчленения систем изучаемых объектов и их группировки с помощью обобщенной модели. Данный метод используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов.
Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. В западной социологии существует по крайней мере три альтернативных теории культуры. Это пользовавшаяся большой популярностью в ХIХ в. теория одно линейной эволюции, утверждающая, что все общества проходят одни и те же стадии культурного развития; теория культурного релятивизма, исходящая из положения о том, что пути развития отдельных культур уникальны, и потому настаивающая на том, что прежде всего необходимо изучать индивидуальные черты; теория многолинейной эволюции, допускающая, что хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последовательность всех известных культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и только для ограниченного множества культурных компонентов.
Культурология имеет, как и каждая наука, свои теории, которые объясняют мир.
В культурологии выделяется две основные теории.
1. Игровая теория.
Игра предшествует культуре. Все в культуре существует в форме игры. Играют люди, животные. Игра - это всегда правила. В этом смысле функции игры те же, что и функции культуры. Эти функции связаны с развитием общества и развитием личности.
2. Эволюционная теория.
Культура рассматривается в этом случае как развивающаяся. Каждая культура развивается в сторону цивилизации. Тогда возникает оппозиция между культурой и цивилизацией. Цивилизация губит культуру.
Каждая цивилизация имеет свои технологии. А всякая технология имеет две стороны: как идея, образ, открытие - это явление культуры, но как практика - это явление цивилизации.
Выделяется 4 типа технологий.
1. Технологический.
С помощью него человек устанавливает связь с природой.
2. Социальные технологии.
Позволяют выстраивать экономические и политические технологии.
3. Социологические.
Они связаны с воздействием на человеческие убеждения.
3. Теория "Восток-Запад".
Эта теория актуальна сегодня, так как повысилась роль человека. Человек - носитель культуры.
- Конспект лекций по дисциплине «Культурология»
- Содержание
- Тема 6: Культура Древнего Рима 85
- Тема 13: Культура Ислама 209
- Тема 1: Введение в предмет Понятие культура
- Область изучения и цель предмета
- Функция культуры
- Материальная и духовная культура
- Периодизация культуры
- Определение цивилизации
- Характерные черты цивилизации
- Влияние религиозного представления о мире на развитие общества
- Конфликт цивилизации и технического прогресса
- Тема 2: Первобытное общество Теории происхождения человека:
- Периодизация первобытности
- Искусство первобытного общества
- Ранние формы религии:
- Тема 3: Культура Древнего Египта Основание Египетского государства
- Культурные и исторические периоды
- Представление о загробном мире
- Культ фараона
- Религия и её формирование
- Миф об Осирисе
- Религиозная и культурная реформа Эхнатона
- Изобразительное искусство
- Письменность и литература
- Развитие строительства гробниц
- Храмовое строительство:
- Металлургия
- Тема 4: Культура Междуречья
- Религия Шумера
- Зороастризм
- Храмовая архитектура
- «Вавилон» - врата бога
- Персеполь
- Письменность и литература:
- Законы Хаммурапи:
- Тема 5: Культура Древней Греции Крито-микенская культура
- Периоды древнегреческой цивилизации:
- Полисная система
- Греческая демократия
- Социальое устройство
- Рабовладельчество
- Религия:
- Загробный мир
- Греческая мифология
- Архитектурные ордера
- Литература и драматургия:
- Драматургия
- Скульптура
- Геродот – отец Истории
- Философия
- Философские школы Древней Греции
- Тема 6: Культура Древнего Рима
- Периоды древнеримской цивилизации
- Религия
- Культ мертвых и домашние божества
- Римская мифология
- Римское право
- Римская архитектура
- Литература.
- Скульптура. Римский портрет
- Свободное время у римлян
- Музыка, пение и танцы
- Гладиаторские игры
- Раннехристианская культура. Эпоха гонений
- «Миланский эдикт»
- Тема 7: Культура Древнего Востока
- Индуизм
- Буддизм
- Философия, литература
- Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
- «Махабхарата»
- Рамаяна
- Культурные особенности Японии и Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Буддизм Китая
- Литература и живопись Китая
- Архитектура и искусство Китая
- Тема 8: Византийская культура
- Античные традиции в византийской культуре
- Государственное устройство Византии
- Философия Византии
- Иконоборчество
- Великий Раскол 1054 года:
- Тема 9: Средневековая западноевропейская культура Периоды средневековья Влияние Римо-католической Церкви на формирование и развитие западноевропейских государств
- Церковь и ереси
- Инквизиция
- Крестовые походы
- Второй крестовый поход.
- Университеты
- Развитие схоластики
- Литература
- Предпосылки научного переворота
- Эпоха великих географических открытий
- Тема 10: Культура Древней Мексики
- Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма
- Натурфилософия и наука
- Наука и философия . Проблемы теории познания мира
- Характер художественной литературы Возрождения
- Треченто
- Кватроченто
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- Роль искусства
- Реформация в Англии:
- Лютеранство
- Английская революция
- Французская революция
- Войны Наполеона
- Тема 12: Культура Руси Дохристианская Русь
- Древнерусское государство
- Славянская мифология
- Земледельческий религиозный культ древних славян
- Зодчество Древней Руси
- Народный костюм
- Крещение Руси
- Феофан Грек
- Андрей Рублёв
- Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси
- Автокефалия
- «Москва- третий Рим»
- Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
- Реформы Петра I
- Русские первооткрыватели:
- Особенности русской религиозной философии
- Тема 13: Культура Ислама
- Арабская философия
- Литература
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Литература