Народный костюм
Когда приходил праздник, он был для крестьян особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни надевали свою лучшую, праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё мастерство в шитье и в украшении одежды.
В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная, наоборот, – демонстрировала всё, на что были способны её хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук.
Основной частью мужской одежды тоже была рубаха и порты – длинные штаны вроде брюк. Обувь у крестьян, и у мужчин и у женщин, была одинаковая. «У бедных – лапти, которые плели из лыка, особым образом очищенной коры липы. Липа – лиственное дерево, которое растёт в России повсюду. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом, в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой, когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу – одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь».
Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница.
После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь.
Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.
Особую роль в русском костюме всегда играли пояски. Маленькая девочка, впервые севшая за ткацкий станок, начинала своё обучение ткачеству именно с пояска. Тканые разноцветные и рисунчатые пояски носили в основном мужчины, завязывая их спереди или чуть сбоку. Каждая невеста должна была обязательно выткать и подарить жениху такой поясок. Завязанный узлом, он становился символом нерушимой связи между мужем и женой, их благополучной жизни. Поясок невесты обовьётся вокруг тела жениха, сохранит его тепло, защитит от злого человека, считали люди. Кроме того, невеста дарила свои пояски всей многочисленной родне будущего мужа. Ведь она входила в новую семью, и с этими людьми ей тоже нужно было установить добрые и прочные отношения. Так пусть её яркие пояски украсят одежду новой родни, защитят от несчастья. Так в прошлые времена жил русский народ, создавая свои традиции, обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться его красочности и поэтичности.
В наше время при создании самой модной одежды художники постоянно используют узоры народной вышивки и кружева, изготовленные мастерицами промыслов. Вы легко узнаете в костюмах наших элегантных современниц элементы той одежды, которую 200 лет тому назад носили наши прабабушки: сарафаны, рубашки, платки, душегрейки, сапоги и многое другое.
Эти славные вещи, вышивки, старинные рисунки ткани и кружева продолжают радовать нас, так как они по-прежнему удобны и приятны. В нашу жизнь они вносят ощущение радости и уюта, праздничности и домашнего тепла. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем.
- Конспект лекций по дисциплине «Культурология»
- Содержание
- Тема 6: Культура Древнего Рима 85
- Тема 13: Культура Ислама 209
- Тема 1: Введение в предмет Понятие культура
- Область изучения и цель предмета
- Функция культуры
- Материальная и духовная культура
- Периодизация культуры
- Определение цивилизации
- Характерные черты цивилизации
- Влияние религиозного представления о мире на развитие общества
- Конфликт цивилизации и технического прогресса
- Тема 2: Первобытное общество Теории происхождения человека:
- Периодизация первобытности
- Искусство первобытного общества
- Ранние формы религии:
- Тема 3: Культура Древнего Египта Основание Египетского государства
- Культурные и исторические периоды
- Представление о загробном мире
- Культ фараона
- Религия и её формирование
- Миф об Осирисе
- Религиозная и культурная реформа Эхнатона
- Изобразительное искусство
- Письменность и литература
- Развитие строительства гробниц
- Храмовое строительство:
- Металлургия
- Тема 4: Культура Междуречья
- Религия Шумера
- Зороастризм
- Храмовая архитектура
- «Вавилон» - врата бога
- Персеполь
- Письменность и литература:
- Законы Хаммурапи:
- Тема 5: Культура Древней Греции Крито-микенская культура
- Периоды древнегреческой цивилизации:
- Полисная система
- Греческая демократия
- Социальое устройство
- Рабовладельчество
- Религия:
- Загробный мир
- Греческая мифология
- Архитектурные ордера
- Литература и драматургия:
- Драматургия
- Скульптура
- Геродот – отец Истории
- Философия
- Философские школы Древней Греции
- Тема 6: Культура Древнего Рима
- Периоды древнеримской цивилизации
- Религия
- Культ мертвых и домашние божества
- Римская мифология
- Римское право
- Римская архитектура
- Литература.
- Скульптура. Римский портрет
- Свободное время у римлян
- Музыка, пение и танцы
- Гладиаторские игры
- Раннехристианская культура. Эпоха гонений
- «Миланский эдикт»
- Тема 7: Культура Древнего Востока
- Индуизм
- Буддизм
- Философия, литература
- Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
- «Махабхарата»
- Рамаяна
- Культурные особенности Японии и Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Буддизм Китая
- Литература и живопись Китая
- Архитектура и искусство Китая
- Тема 8: Византийская культура
- Античные традиции в византийской культуре
- Государственное устройство Византии
- Философия Византии
- Иконоборчество
- Великий Раскол 1054 года:
- Тема 9: Средневековая западноевропейская культура Периоды средневековья Влияние Римо-католической Церкви на формирование и развитие западноевропейских государств
- Церковь и ереси
- Инквизиция
- Крестовые походы
- Второй крестовый поход.
- Университеты
- Развитие схоластики
- Литература
- Предпосылки научного переворота
- Эпоха великих географических открытий
- Тема 10: Культура Древней Мексики
- Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма
- Натурфилософия и наука
- Наука и философия . Проблемы теории познания мира
- Характер художественной литературы Возрождения
- Треченто
- Кватроченто
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- Роль искусства
- Реформация в Англии:
- Лютеранство
- Английская революция
- Французская революция
- Войны Наполеона
- Тема 12: Культура Руси Дохристианская Русь
- Древнерусское государство
- Славянская мифология
- Земледельческий религиозный культ древних славян
- Зодчество Древней Руси
- Народный костюм
- Крещение Руси
- Феофан Грек
- Андрей Рублёв
- Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси
- Автокефалия
- «Москва- третий Рим»
- Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
- Реформы Петра I
- Русские первооткрыватели:
- Особенности русской религиозной философии
- Тема 13: Культура Ислама
- Арабская философия
- Литература
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Литература