Изобразительное искусство
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царскогописца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских-желтого, волосы - черного, одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды,воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур-характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и курашения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами. Вспомнились древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.
- Конспект лекций по дисциплине «Культурология»
- Содержание
- Тема 6: Культура Древнего Рима 85
- Тема 13: Культура Ислама 209
- Тема 1: Введение в предмет Понятие культура
- Область изучения и цель предмета
- Функция культуры
- Материальная и духовная культура
- Периодизация культуры
- Определение цивилизации
- Характерные черты цивилизации
- Влияние религиозного представления о мире на развитие общества
- Конфликт цивилизации и технического прогресса
- Тема 2: Первобытное общество Теории происхождения человека:
- Периодизация первобытности
- Искусство первобытного общества
- Ранние формы религии:
- Тема 3: Культура Древнего Египта Основание Египетского государства
- Культурные и исторические периоды
- Представление о загробном мире
- Культ фараона
- Религия и её формирование
- Миф об Осирисе
- Религиозная и культурная реформа Эхнатона
- Изобразительное искусство
- Письменность и литература
- Развитие строительства гробниц
- Храмовое строительство:
- Металлургия
- Тема 4: Культура Междуречья
- Религия Шумера
- Зороастризм
- Храмовая архитектура
- «Вавилон» - врата бога
- Персеполь
- Письменность и литература:
- Законы Хаммурапи:
- Тема 5: Культура Древней Греции Крито-микенская культура
- Периоды древнегреческой цивилизации:
- Полисная система
- Греческая демократия
- Социальое устройство
- Рабовладельчество
- Религия:
- Загробный мир
- Греческая мифология
- Архитектурные ордера
- Литература и драматургия:
- Драматургия
- Скульптура
- Геродот – отец Истории
- Философия
- Философские школы Древней Греции
- Тема 6: Культура Древнего Рима
- Периоды древнеримской цивилизации
- Религия
- Культ мертвых и домашние божества
- Римская мифология
- Римское право
- Римская архитектура
- Литература.
- Скульптура. Римский портрет
- Свободное время у римлян
- Музыка, пение и танцы
- Гладиаторские игры
- Раннехристианская культура. Эпоха гонений
- «Миланский эдикт»
- Тема 7: Культура Древнего Востока
- Индуизм
- Буддизм
- Философия, литература
- Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии
- «Махабхарата»
- Рамаяна
- Культурные особенности Японии и Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Буддизм Китая
- Литература и живопись Китая
- Архитектура и искусство Китая
- Тема 8: Византийская культура
- Античные традиции в византийской культуре
- Государственное устройство Византии
- Философия Византии
- Иконоборчество
- Великий Раскол 1054 года:
- Тема 9: Средневековая западноевропейская культура Периоды средневековья Влияние Римо-католической Церкви на формирование и развитие западноевропейских государств
- Церковь и ереси
- Инквизиция
- Крестовые походы
- Второй крестовый поход.
- Университеты
- Развитие схоластики
- Литература
- Предпосылки научного переворота
- Эпоха великих географических открытий
- Тема 10: Культура Древней Мексики
- Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма
- Натурфилософия и наука
- Наука и философия . Проблемы теории познания мира
- Характер художественной литературы Возрождения
- Треченто
- Кватроченто
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- Роль искусства
- Реформация в Англии:
- Лютеранство
- Английская революция
- Французская революция
- Войны Наполеона
- Тема 12: Культура Руси Дохристианская Русь
- Древнерусское государство
- Славянская мифология
- Земледельческий религиозный культ древних славян
- Зодчество Древней Руси
- Народный костюм
- Крещение Руси
- Феофан Грек
- Андрей Рублёв
- Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси
- Автокефалия
- «Москва- третий Рим»
- Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
- Реформы Петра I
- Русские первооткрыватели:
- Особенности русской религиозной философии
- Тема 13: Культура Ислама
- Арабская философия
- Литература
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Литература