1. Истоки и источники управленческой мысли.
Современная теория управления возникла в результате позновательной деятельности человека. Управленческая мысль достаточно активно развивалась в эпоху феодализма в Византии, Западной и Восточной Европе, Китае и других регионах мира.
Наиболее показательны в этом смысле страны Западной Европы, где феодальная формация существовала практически в течение 1000 лет (У—ХУ1 вв.). В это время складывались новые народности,
образовывались централизованные государства, преумножалась материальная и усложнялась духовная культура. При этом в европейском обществе определяющим было мировоззрение Римско-католической церкви, общественная мысль, а вместе с ней и управленческая мысль оставались неизменными по причине происходивших естественных перемен в процессе эволюции социально-экономических и политических систем. Эта эволюция включает 3 крупных исторических.
Первый этап— раннефеодальный относится к концу V в. — середине XI в. На данном этапе феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация. Государственность сначала организуется в большие, монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований.
Второй этап— пора полного развития феодального строя, его расцвет — относится к середине XI в. — началу XV в. Для этого периода типичны централизованные сословнопредставительные монархии, усиление роли городов как центров мировой торговли, и соответствующее формирование «городского» права.
Третий этап— позднее средневековье — относится к XV— XVII вв., когда наметились кризис и разложение феодализма, генезис капиталистических общественных отношений. Государственность, а вместе с ним и государственное управление строятся на этом этапе преимущественно как абсолютная монархия.
Поскольку развитие разных стран имело свои особенности, то постепенно усиливалась неравномерность и в развитии общественной мысли отдельных стран и регионов. В этом сказывалось не только влияние античного наследия, но и особенности господствующего социально-экономического строя. Главными моментами генезиса феодального способа производства были превращение свободных производителей материальных благ и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения. Для всего этого периода характерна борьба между крестьянской общиной и феодальным поместьем. Феодализм породил разные формы крупного производства и прежде всего вотчинные предприятия производственного характера.
Складываются феодальные иерархии и система вассалитета. Наиболее быстро феодализм возникал там, где эти элементы гармонически дополняли и ускоряли друг друга (в северной Франции). Там же, где доминировало античное наследие (в Византии и странах Южной Европы), темпы феодализации замедлялись. Постепенно в европейском феодальном обществе оформляются 4 класса — сословия: крестьяне, светские феодалы-рыцари, церковные феодалы-священнослужители и горожане-бюргеры. Каждое из этих сословий выработало свою культуру, свою идеологию, имело свои экономические и организационно-управленческие представления. Однако, прежде чем проанализировать эти особенности, отметим общие черты, типичные для феодального мировоззрения в целом.
Феодальная экономика имеет аграрный характер, натуральное хозяйство. Ее «главным объективным условием труда является не продукт труда, а находимая трудом природа» [16, 46. Ч. I. С. 473]. Человек был подавлен в борьбе с природой, производительность труда была результатом не только его личных усилий, но и естественных производительных сил, его деятельность зависела от биологических циклов природы. Не будучи в силах объяснить природные процессы, человек средневекового общества постоянно боялся разорительных стихийных бедствий: неурожая, наводнения, засухи и т. д., наивно верил в сверхъестественное и пытался отгородиться от него строгим соблюдением обрядов, различного рода ритуалов, заклинаний и молитв. Он опасался нововведений и ориентировался на старину, апеллировал к традиционным нормам морали и права. В то же время он был сравнительно молодым (средняя продолжительность жизни в эпоху средневековья была относительно невысока).
Гарантией от последствий стихийных бедствий и непредвиденных обстоятельств была принадлежность к какой-либо общине, коллективу, с интересами которого средневековый человек соотносил свою деятельность, поступки, мысли.
То, что может быть отнесено к управленческой мысли, и в предыдущие периоды истории человечества, проникнуто ДУХОМ практицизма. Средневековые трактаты изобилуют конкретными хозяйственными советами, различного рода практическими Рекомендациями по управлению хозяйствами, что очень ценно для ИУМ, хотя в них мало места занимают теоретические обобщения и попытки осмысления управленческих процессов. Занятый войнами, охотой, любовными похождениями и личным самоутверждением, средневековый рыцарь, как и класс светских феодалов в целом, мало интересовался экономическими проблемами, управлением своей вотчиной или поместьем. Он был представителем тех, кто потребляет богатство.
Аграрный характер феодальной экономики, господство натурального хозяйства, неразвитость ремесла и торговли в эпоху раннего средневековья (У—Х1 вв.) остро ставили перед светскими феодалами лишь одну экономическую проблему — получение денег для покупки поступающих с Востока экзотических предметов роскоши, для ведения безбедного и беззаботного образа жизни. Денежный голод испытывали не только отдельные представители господствующего класса, но и само феодальное государство, периодически занимавшееся порчей монеты. Попытки оправдания этой практики мы находим в сочинениях средневековых ученых, стремившихся обосновать номиналистическую теорию денег. Однако их объяснения были так же далеки от науки, как и «теории» средневековых европейских алхимиков, занятых поисками «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Богатство, награбленное в ходе войн и набегов, ценилось в среде феодалов выше накопленного путем сбережения.
Богатство, раздаренное подданным, растранжиренное в целях престижного потребления, поднимало социальный статус выше, чем богатство, использованное в производительных целях. Неудивительно поэтому, что не только раннее, но даже развитое западноевропейское средневековье (Х1-ХУ вв.) не оставило для нас сколько-нибудь серьезных теоретических сочинений по экономике и управлению, написанных представителями светских феодалов. Разработка общественных, в том числе управленческих, вопросов с позиций господствующего класса стала уделом священнослужителей — церковных феодалов.
Самым организованным сословием феодального общества было духовенство. Обладая строгой иерархией, оно входило и в светскую систему вассалитета. Это было открытое сословие феодального общества, включавшее не только феодалов, но и наиболее одаренных представителей других классов. Общественные науки являлись в этот период отраслями богословия и трактовались с позиций Священного Писания. Поэтому цитаты из Библии выступали как основные аргументы в споре.
При этом авторов нисколько не смущало, что прошлое описывалось в категориях современности, а древним мыслителям приписывались средневековые экономические представления, феодальная система ценностей. Труд в эпоху средневековья все больше рассматривается не только как наказание за грехи, но
и как путь к спасению человечества.
Вопросы управления получили развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного вотчинного хозяйства, сельскохозяйственного и ремесленного производства.
Рост производительных сил, углубление общественного разделения труда способствовали отделению ремесла от земледелия, города от деревни. В Х—Х1П вв. складывается особый социальный слой феодального общества — горожане. По сравнению с церковной и рыцарской культурой она была более скромной, что обусловливалось как экономическими, так и социальными причинами. Богатство этого сословия зависело уже не от земельной собственности, а прежде всего от трудовых уси¬лий. Это предопределяло практический склад ума, предпринима-тельский порыв и рациональную рассудительность горожанина. По сравнению с культурой крестьянских масс городская культура отличалась более высоким уровнем. Цивилизованность горожанина проявлялась и в более широком использовании товарно-денежных отношений для ведения хозяйства, и в большем динамизме ее развития, в ее более светском характере, и в повышении роли грамотности и письменной культуры в целом, и в пробуждении познавательного интереса к окружающему миру. Горожанин более критично относился к себе и к другим сословиям феодального общества, любил посмеяться над слабостями и недостатками других классов и социальных групп.
Управленческие, экономические и правовые представления средневековых бюргеров нашли отражение в цеховых уставах и городском праве. Цеховой строй был своеобразной феодальной организацией городского ремесла. Цеховой мастер не только работает сам, но и эксплуатирует труд учеников и подмастерьев, однако цель его эксплуатации скорее феодальная, чем капиталистическая. Цеховые уставы осуществляют мелочную регламентацию производства каждого члена корпорации. Они регулируют качество и количество выпускаемой продукции, число подмастерьев и учеников, технологию производства и т. д. Все эти меры принимаются с целью создания конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенского и другого нецехового ремесла. Это способствует унификации ремесла, распространению профессиональных навыков работы, стабилизации рынка, однако в то же время ограничивает капиталистические потенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы стали препятствовать экономическому развитию.
Цехи стремились к установлению монопольных условий производства и реализации своей продукции на местном рынке. К созданию монопольных условий торговли стремились и купеческие гильдии. Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк, с другой, обострили противоречие между городом и деревней.
Особенностью развития управленческой мысли этой эпохи является ее ярко выраженный государственный характер, сохранение в качестве средства модели полицейского управления. Особенно это заметно в трактатах ученых и государственных деятелей Византии и стран Восточной Европы
Лучшие памятники византийской управленческой мысли были тепличными созданиями высокообразованной элиты и не отражали, как в России, интересов достаточно широких слоев общества. К тому же большинство памятников русской управленческой мысли относятся уже к более поздней эпохе, отражают более сложные социально-экономические условия, острее осознают проблемы, вставшие перед централизованным Русским государством.
- 1. Истоки и источники управленческой мысли.
- 2. Управленческое решение.
- 1. Абрахам Маслоу и иерархия потребностей.
- 2. Мысль как начало деятельности.
- 1. Зарождение и становление управленческой мысли в России.
- 2. Школа научного менеджмента ф. Тейлора.
- 1. Реформы в управлении Петра I.
- 2. Гражданское законодательство
- 3. Государственный аппарат и органы управления
- 4. Военная реформа
- 5. Образование Синода. Духовный регламент
- 2. Управление в Древнем Египте и Передней Азии.
- 1. Принципы демократического управления.?????
- 2. Гарри Браверман и деградация труда.
- 1. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.
- 1. Разработка проблем управления в античных государствах: Спарта
- 2. Макс Вебер и бюрократия.
- 1. Управленческая мысль в Византии.
- 2.Анри Файоль и концепция администрирования.
- 1. Роль интуиции в управлении.
- 2. Труды н. Маккеавелли
- 1. Разработка проблем управления в Древнем Китае.
- 2. Честер Бернард и функции руководителя.
- 1. Источники и истоки зарождения ум в России «Русская Правда» Ярослава Мудрого.
- 2. Ситуационный подход в управлении.
- 1. Разработка проблем управления в античных государствах: Древний Рим.
- 2. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона.
- 1. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии.
- 2. Линдел ф. Урвик и рационализация.
- 1. Введение
- 2. Управленческие исследовательские группы
- 3. Профессиональная консультационная деятельность
- 4. Участие в работе общественных организаций
- 5. Преподавание менеджмента
- 6. Значение “движения за совершенствование менеджмента”
- 1. Управленческие идеи революционных демократов и народников в России.
- 2. Т. Рузвельт, кризисное управление.
- 1. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве в XV - xvIв.
- 2. Социалист Роберт Оуэн в развитие управленческой мысли и практики управления.
- 1. Идеи предпринимательства в Западной Европе. Позднее средневековье.
- 2. Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.
- 1. Управление войсками а.В. Суворовым.
- 2. Уильям Оучи и теория z.
- 1. Управление по конституции сша.
- 2. Реформы с. Витте и п. Столыпина.
- 1. Управленческие реформы Александра II.
- 2. Учение об управлении» л. Фон Штейна.
- 1. Управленческие реформы Екатерины II. Россия xviIв.
- 2. Чаянов, тория управления.
- 1. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли. Россия XIX.
- 2. Эмпирическая школа, или Наука управления.
- 1. Сперанский и Мордвинов, проект устройства России xiXв.
- § 3. Экономическая политика н.С. Мордвинова: промышленный протекционизм и управление финансами
- 2. Новая школа науки управления.
- 1. Лоренс-Меликов проект устройства России.
- 2. Современные школы управления.