logo
Bilety_po_I_U_M

2. Гражданское законодательство

Перемены в экономической жизни России во времена Петра, и прежде всего развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными государствами, отрази-лись на правовом регулировании имущественных отношений. Поэтому и в гражданском праве наряду с чисто феодальными правовыми институтами начали появляться нормы, характер-ные для капиталистического хозяйства. Наиболее консерватив-ным оставалось вещное право, обязательственное право стало приспосабливаться к нуждам рынка. Внутри гражданского права зарождается новая отрасль -- торговое право. Нормы его со-здавались в процессе торгового оборота, и часто в основе их лежал обычай. Покровительствуя торговле, государство брало под свою защиту торговые обычаи, складывался так называе-мый обычай торгового оборота, которым регулировался широ-кий круг отношений в торговле. Таким образом, источниками гражданского права являлись и нормативно-правовые акты, и нормы обычного права.

Для российского гражданского права петровского времени был характерен различный статус субъектов гражданско-пра-вовых отношений, обусловленный делением общества на сословия. Развитие капитализма, т.е. прежде всего товарно-де-нежных отношений, не только требует объединения страны в экономическое целое, но и превращает граждан (или поддан-ных) в контрагентов с юридически равными правами. В России этого в то время не произошло. Сословная принадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовых отношений. Дворяне обладали наибольшими правами, права духовенства в области имущественных отношений были суще-ственно ограничены. Купцы и предприниматели, хотя и пользо-вались поддержкой Петра I, все же были стеснены в правах на приобретение недвижимости. Так, только Указом 1721 г. ку-печеству было дозволено приобретать к заводам деревни. Наи-более ограниченной была правоспособность крестьян, особен-но владельческих.

Табель о рангах

Приня-тие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:

1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппа-рата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и вы-слуга стали определяющими для продвижения по службе.

Признак бюрократии как системы управления -- это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по верти-кали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными пред-писаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализа-ция, нормативность, отрицательными -- его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

2. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были под-черкнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавли-вались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов вось-мого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

3. Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по служ-бе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лест-ницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записы-вались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обуслов-лена пережитками старых принципов службы и основывалась на факти-ческом господстве в аппарате дворянской аристократии.

4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубе-жом. Степень квалификации определялась не только чином, но и обра-зованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (напри-мер, право на вступление в брак).

Абсолютная монархия -- форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидиру-ются старые сословно-представительные институты и происходит макси-мальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не соби-рались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.