logo search
История Цивилизаций Буданова

4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века

Кризисный век породил кризисное сознание человека XX века. Важнейшим проявлением его выступал все углубляющийся контраст между развитием науки и технологий и духовной сферой человека. Наука в XX в. переживала стремительный взлет. Теория относительности А. Энштейна, квантовая механика М. Планки и Н. Бора, расшифровка Г. Криком структуры ДНК, создание Н. Винером кибернетики и многие другие открытия и достижения в сфере науки не только кардинально изменили представление о мире и возможностях человека, но и позволили за исторически короткий срок значительно изменить всю техносферу Земли и выйти в космос.

В то же время, наряду с взлетом научно-технической мысли нарастали противоречия и кризисные явления в духовной сфере, ярким примером проявления которых стала художественная культура. Традиции реализма и гуманизма, заложенные еще в XIX веке, продолжали развиваться в творчестве Р. Роллана, Л. Фейхтвангера, Г. Грина, Т. Манна, А. Моруа и многих других, однако нарастала нота протеста против бездуховности и тревога за будущее человека. Особо остро она прозвучала после потрясений Первой мировой войны в литературе потерянного поколения, к лучшим образцам которой относятся Прощай оружие! и Фиеста Э. Хемингуэя, На западном фронте без перемен Э.М. Ремарка, Смерть героя Р. Олдингтона.

В период между мировыми войнами, как попытка найти выход из тупика отчуждения личности, обрести свое Я, появился экзистенциализм философское и художественное направление, видными представителями которого были Ж.П. Сартр и А. Камю. Это же время дало ряд ярких образцов модернистской литературы (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст, Т. Элиот). В 50-е годы настроения абсурдности мира и отчужденности от него породили театр абсурда С. Беккета (пьесы В ожидании Годо, Конец игры) и отразились в книгах Дж. Сэллинждера Над пропастью во ржи, Д. Керуака На дороге. Эти книги стали своеобразным манифестом разбитого поколения - западной молодежи середины 50-х - начала 60-х годов.

Наглядной иллюстрацией духовных кризисов и исканий является живопись XX в. Не вдаваясь в перечисление и характеристику различных школ и направлений, можно отметить ряд общих тенденций в восприятии художниками окружающего их мира. Одной из них был отказ от изображения реальности, уход в беспредметность, что характерно для Черного квадрата К. Малевича и основателя абстракционизма В. Кандинского. Другой тенденцией был отказ от изображения реальности и создание своего, зачастую иррационального мира, что в разной мере и форме выразилось в полотнах постимпрессиониста А. Матисса, кубиста П. Пикассо, в экспрессионизме Г. Гросса и сюрреализме С. Дали. Своеобразным протестом против ухода от реальности стал поп-арт 60-х - 70-х годов и позже гиперреализм, где сам вещный мир объявляется предметом искусства.

Особым зеркалом духовного мира человека Индустриальной цивилизации XX в. стал кинематограф. Являясь действительно массовым искусством и имея у своих истоков гениального Чарли Чаплина, он не только достиг в XX в. художественных вершин (например итальянский неореализм), но и стал (совместно с телевидением) носителем такого явления как массовая культура, рассчитанная на среднего потребителя, примитивного и однолинейного по своей сути. И, может быть, именно кинематограф отразил наиболее ярко и наглядно кризисный портрет человека Индустриальной цивилизации XX в., соединившего в себе гуманизм и бездуховность, индивидуализм и попытку преодолеть отчуждение между людьми, поиск высшего смысла своего существования и затягивающий вещизм, попытку понять этот мир и его будущее, бегство от мира, ощущение своих сил и страх перед грядущим Апокалипсисом.