logo
История Цивилизаций Буданова

2. Расцвет торговли и мореплавания

На рубеже III-II тыс. до н.э. Финикийская цивилизация образовала сеть небольших государств, которые ревностно отстаивали свою независимость. Небольшая страна, разделенная на несколько государств, никогда не имели ни экономического, ни политического единства. Каждое такое государство представляло собой город с окружающей его территорией, город-государство.Экономика Финикии была довольно разнообразна, но все же вследствие природных условий собственное земледелие далеко не всегда обеспечивало потребности общества. Это вело к резкому увеличению роли торговли.

В жизни финикийцев огромную роль играло море. В портовых городах Финикии заканчивались сухопутные торговые пути Восточного Средиземноморья, а дальше в любую точку можно было везти товары на кораблях. Финикийские мореходы и их корабли были широко известны в древности. Услуги этих морских извозчиков ценились очень высоко. Финикийские моряки встречаются на службе у египтян, вавилонян, ассирийцев, персов. В своих городах Угарите, Библе, Сидоне, Тире финикийцы строили великолепные по масштабам древнего мира корабли, на которых бороздили воды Средиземного моря, заплывали в Атлантический океан, совершали экспедиции вокруг Африки и, как предполагают, достигали даже берегов Америки. Для перевозки грузов они пользовались круглыми кораблями. Военные, длинные корабли имели соответствующую экипировку и служили в том числе и для дальних плаваний. Слово галера вошло во все существующие европейские языки и продолжает жить до настоящего времени.

Финикийцы торговали не только товарами местного производства, но и занимались транзитной торговлей перепродавали привозимое из других стран. На экспорт уходил высоко ценившийся ливанский кедр и приморская сосна, ювелирные изделия из золота и серебра, зерно, скот, ткани. Важную статью экспорта составляла высоко ценящаяся пурпурная (ярко-красная или темно-фиолетовая) краска, которую финикийцы научились добывать из приморского моллюска багрянки. Торговали и тем, что шло транзитом через финикийские города, что вывозилось из Малой Азии (серебро, свинец, железо), с островов Эгейского моря (медь, изделия художественного ремесла).

Высокое мастерство финикийцев, их умение продавать и покупать, торговать и торговаться имело и дурную славу. Современники отзывались весьма неодобрительно о моральных качествах финикийских купцов финикиец, обманщик лукавый, злобный хитрец, от которого много людей пострадало. Торговля зачастую шла рука об руку с пиратством. Хорошо зная морскую науку и обладая быстроходными судами, они появлялись неожиданно, лихо грабили и быстро исчезали. Доверчивые люди заманивались на корабли, становясь рабами-гребцами, грузчиками в портах или чернорабочими в мастерских. Бесстрашных мореходов боялись, но ждали с нетерпением, надеясь приобрести редкие заморские товары. Однако финикийский купец зачастую оказывался обманщиком.

Для финикийцев торговля стала не только способом существования и выживания, но и сформировала определенный стиль и образ жизни. В стремлении разбогатеть и найти новые источники получения прибыли финикийцы совершили уже в I тыс. до н.э. первый коммуникационный прорыв. Для своих торговых факторий они выбирали стратегически важные области, места пересечения торговых и военных путей, выгодные в географическом отношении и обладающие естественными богатствами. Финикийская колонизация бассейна Средиземного моря как бы провела тестирование его потенциальных возможностей, которыми воспользовалась впоследствии Античная цивилизация. Из числа финикийских колоний особенно выдвинулся Карфаген, город на берегу Северной Африки, ставший могущественным государством, впоследствии соперничавшим с самим Римом.

Финикийская колонизация удачно сочетала решение экономических и политических проблем. Города-государства Финикии стремились к устойчивости и стабильности, сокращали число бедного населения, давая ему возможность разбогатеть. Тысячами их направляли для создания новых колоний и некоторые, видимо, использовали свой шанс. Этот уникальный опыт Финикийской цивилизации впоследствии был взят на вооружение многими государствами мира.