6. Золотой век европейского абсолютизма
Наиболее распространенной формой правления в эпоху Прединдустриальной цивилизации оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии абсолютизм. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства, нуждающиеся в больших средствах, сильной армии, чиновничьем аппарате. Абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его в рамках крупного централизованного национального образования приходится на XVII в.
Важной вехой в развитии французского абсолютизма стало правление Франциска I, указы и распоряжения которого сопровождались фразой: Ибо такова наша воля. При Генрихе IV из династии Бурбонов процесс централизации власти усилился. При его сыне, короле Людовике XIII, 20 лет пост первого министра занимал кардинал Ришелье, который был фактическим правителем Франции. Ему принадлежит особая роль в укреплении французского абсолютизма. Он провел ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти. Так, были созданы должности интендантов королевских комиссаров, обеспечивавших реальный контроль над провинциальным управлением, а в некоторых областях отменены провинциальные выборные органы.
После Людовика XIII ту же политику проводил и Людовик XIV, коронованный еще ребенком в 1643 г. и правивший до 1715 г., и его первый министр кардинал Мазарини. Им пришлось вести борьбу с фрондой движением против абсолютизма, объединившем народные массы, буржуазию и феодальную знать (фронда принцев). При Людовике XIV чиновничий аппарат Франции стал самым мощным в Европе. Если в XVI в. он насчитывал 8 тыс. человек, то в XVII в. 46 тыс. Усилилось значение королевского двора, который состоял из домов короля, королевы и их детей и насчитывал в это время до 500 человек. В то же время Генеральные штаты как представительный орган уже ни имели прежнего значения. Правление Людовика XIV время наивысшего расцвета французского абсолютизма. Не случайно, легенда приписывает этому королю слова: Государство это я.
В Англии при династии Тюдоров королевская власть также значительно усилилась. Английский абсолютизм, начавший складываться еще при Генрихе VII, приобрел законченные формы при Генрихе VIII и достиг своего расцвета при дочери этого короля Елизавете I, которая правила страной 45 лет. Подобную политику продолжал и Яков I Стюарт, вступивший на престол после Елизаветы I. Но он, как и его сын Карл I, все свое царствование провел в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В Палате общин большинство состояло из представителей нового дворянства, купечества, буржуазии, которые стремились направить политику государства в своих интересах.
Самой деспотичной из монархий Европы этого времени была абсолютная монархия Испании. Ее опорой являлось мелкое и среднее дворянство идальго. Роль сословно-представительных кортесов была незначительной. По пути абсолютизма в Европе пошли также Дания и Швеция. Но здесь абсолютизм не достиг устойчивых форм: периоды усиления королевской власти чередовались с усилением отдельных феодальных групп. В Италии и Германии также складывался своеобразный региональный или мелкодержавный абсолютизм.
Во Франции в XVII в. возник классицизм, как стиль и направление в искусстве. Он появился одновременно с установлением абсолютной монархии и укреплением абсолютизма. Сущностью классицизма было возрождение классических античных традиций, возврат к строгости, гармонии и рационализму. Представители классицизма разработали целую теорию создания произведений искусства, установив свои нормы прекрасного.
Ориентируясь на античные образцы, драматурги писали пьесы на сюжеты греческой и римской истории и мифологии, художники изображали на своих полотнах античных богов и героев, архитекторы подражали треугольным фронтонам и колоннадам античных храмов. Основная тема художников и писателей-классицистов конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, имеющая свои корни в античной драме и трагедии, перекликалась в то же время с новыми нормами поведения, которые складывались в те годы в высшем обществе: сдержанность, самоконтроль, подчинение инстинктов разуму.
Классицизм достиг своих вершин в драматургии и театре. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров. К высоким жанрам относились трагедия, эпопея, ода, живопись на религиозные сюжеты. К низким комедия, сатира, басня, жанровая живопись. Произведение должно было подчиняться требованию трех единств места, времени и действия. Так, действие пьесы должно было происходить в одном месте, в один день и никакие детали не должны были отвлекать внимание от основной интриги.
Основоположником французской классической трагедии считался Пьер Корнель. Его творчество складывалось в обстановке борьбы кардинала Ришелье против оппозиционной аристократии за укрепление абсолютизма. В одной из своих трагедий Корнель, создавая образ идеального монарха, выводил на сцену римского императора Августа и изображал его человеком разумным, справедливым и гуманным, что не соответствовало исторической реальности.
Действие пьес младшего современника Корнеля Жака Расина происходило не на фоне политических событий, а в мире человеческих страстей. Герои Расина страдали от неразделенной любви, от осознания собственной греховности. Так, основная идея трагедии Федра, сюжет которой заимствован у Эврипида, - неотвратимость высшей кары за грех.
Несмотря на то, что теоретики классицизма считали комедию низким жанром, она была очень популярна как при дворе, так и среди простонародья. Выдающийся французский комедиограф классицизма, он же талантливый актер, - Жан Батист Поклен, более известный по своему сценическому псевдониму как Мольер, в своих комедиях Тартюф, Мещанин во дворянстве, Скупой, Плутни Скапена и других дал острые сатирические зарисовки быта и нравов современного ему общества, ханжества католических святош, лицемерия и фальши светских людей, жадности и ограниченности купцов и торговцев.
Король и двор покровительствовали искусству. Процветало меценатство, особенно при дворе короля Людовика XIV, который считал себя тонким знатоком и ценителем литературы, искусства и науки. При нем были учреждены Академия надписей, Академия художеств, Академия наук (Академия общество ученых, писателей, художников, архитекторов). С помощью Академий монархи пытались оказывать свое влияние на развитие науки и искусства. Однако отношения представителей разных жанров классицизма с властью были далеко не безоблачными. Пьеса или картина могла не понравиться кардиналу или королю и тогда судьбу художника решала милость или немилость, а иногда просто настроение власть имущих. Показательной в этом отношении была постановка в 1665 г. пьесы Мольера Дон Жуан, из-за которой драматург подвергся преследованиям.
Главой классицизма в живописи был Николо Пуссен. Он разработал теорию классицизма в живописи, согласно которой сюжеты картин должны быть благородными, величественными, возвышенными. В композиционном построении должна быть логика и простота. Критерий красоты разум. Большую часть жизни Пуссен провел в Риме, где изучал искусство мастеров Античности и Возрождения. Сюжеты для своих полотен он искал в античной мифологии, истории, Священном Писании, воспевая единство красоты духовной и телесной, разум и гармонию, единство человека и природы.
Яркие примеры классицизма в архитектуре Пантеон и Дом Инвалидов в Париже, Собор Св. Павла в Лондоне, Королевский дворец в Мадриде, Ратуша в Амстердаме. Классицизм дал толчок развитию садово-парковой архитектуры. Всемирно известным образцом классицизма стала резиденция французских королей в Версале, в 18 км. от Парижа, строительство которой продолжалось около 50 лет. Дворец и парки составляли единый ансамбль, в котором дворец должен был своим видом прославлять короля Людовика XIV и его безграничную власть, и весь ансамбль как бы вращался вокруг короля центра этой своеобразной вселенной. В подражание Версалю строились резиденции других монархов Европы.
Впоследствии, продолжением и завершением классицизма во Франции стал стиль ампир (империя), характерный для времен правления Наполеона, который подчеркивал и прославлял политическую и военную мощь наполеоновской империи (церковь Мадлен, Бурбонский дворец и Триумфальная арка в Париже).
В ряде европейских стран в XVII-XVIII вв. преобладал иной архитектурный стиль барокко (от итал. странный, причудливый). Своей пышностью и вычурностью этот стиль как бы подчеркивал могущество феодальной знати и католической церкви. Яркие примеры стиля барокко Собор Св. Петра в Риме, ансамбли дворцовых зданий в Дрездене, Бельведерский дворец в Вене. В стиле барокко построен Зимний дворец в Петербурге. В живописи барокко это П.П. Рубенс и А. ван Дейк.
В период кризиса абсолютизма появляется утонченный, галантный стиль рококо (от фр. рокай раковина), в котором создан садово-парковый комплекс в Потсдаме.
- 1. Рождение понятия
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- Раздел II. Глава 4. Китайская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины
- 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 1. Древнегреческая цивилизация
- 1. Природа и население морской цивилизации
- 2. У истоков Древнегреческой цивилизации
- 3. Рождение Древнегреческой цивилизации
- 4. Центры Древнегреческой цивилизации: торжество и кризис
- 5. Цивилизация эпохи эллинизма
- 6. Основные достижения Древнегреческой цивилизации
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 4. Великая научная и общетехническая революции
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации