logo
История Цивилизаций Буданова

3. Арабский халифат

VII в. стал веком образования арабского государства, получившего название Арабский халифат. После смерти Мухаммеда в 632 г. его преемником халифом (заместитель Пророка) был избран Абу Бекр, старый друг и сподвижник Мухамеда. Халиф соединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Через два года, после кончины Абу Бекра, его сменил другой сподвижник Мухаммеда Омар, который правил 10 лет. Третьим халифом стал Осман из богатого мекканского рода Омейя. Он правил с 644 по 656 гг. Династия Омейядов правила халифатом VII-VIII вв. В IX-XIII в. ей на смену пришла династия Аббасидов.

Уже при первых халифах арабы начали завоевательные войны. Причем, сразу на два фронта против Византии и государства Сасанидов. Одержав над ними победы, арабы захватили Сирию, Палестину, Месопотамию, Иран, часть Армении, Северный Азербайджан, вторглись в Пенджаб, Согдиану и Хорезм. В Северной Африке был покорен Египет.

В VIII в. арабы продвинули свои границы до Большого Кавказского хребта, расширили свои владения в Средней Азии и проникли в долину Инда. На западе они подчинили уже всю Северную Африку (араб. название Магриб - Запад). Затем арабский полководец Джибаль-аль-Тарик переправился через пролив у Геркулесовых столбов и захватил большую часть Испании. Название пролива, сохранившееся до сих пор, Гибралтар - связано с его именем. В течение одного столетия образовался Арабский халифат по размерам превосходящий Римскую империю. Земли халифата простирались от Атлантического океана до Памира и Гиндукуша, от Приаралья до Сахары. Это было государство, находившееся одновременно на трех континентах Азии, Африке и Европе. Местное население на завоеванных землях быстро исламизировалось. Этому в значительной степени способствовало то, что мусульмане платили в казну десятину, остальные же от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать. Способствовали исламизации и смешанные браки. Однако, уже во второй половине VIII в. начинается ослабление и распад халифата. Этому способствовали различный уровень экономического развития стран, входящих в халифат, сепаратистские устремления их правителей, борьба различных политических группировок за власть, народные восстания. Реальную политическую власть халифы утеряли к середине X в., когда халифат распался на ряд фактически независимых государств. Окончательно халиф был лишен светской власти в 945 г., когда образовавшееся на западно-иранских землях государство Буидов захватило Багдад тогдашнюю столицу халифата. Духовная власть халифов просуществовала еще три века, хотя номинально все это время халиф считался верховным правителем мусульман.

Арабский халифат, столицей которого первые сто лет был Дамаск, а затем Багдад, представлял собой централизованное государство с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов. Верховная власть как светская, так и духовная находилась в руках халифа. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на армию и полицию. Особым воинским подразделением стала конная гвардия халифа, сформированная из рабов мамелюков. Эта гвардия достаточно скоро приобрела большую силу и была в состоянии свергать одних халифов и возводить на престол других.

Верховным собственником большинства земель в халифате считалось государство. Меньшую часть составляли земли халифской фамилии и земли, находившиеся в частной собственности, которые продавались и покупались. Халиф мог часть государственных земель отдавать во владение за службу военным людям или даже передавать их целым племенам. Обрабатывали землю крестьяне, выплачивающие поземельную подать. В VII в. было введено обязательное ношение крестьянами свинцовых бирок (печатей) на шее, где было записано место рождения крестьянина, чтобы он не смог уклониться от податей. Богатые города со своей системой торговли и ремесла также находились под строгим контролем государства. Специфической особенностью исламской цивилизации является то, что наряду с религиозными ценностями сохранили свою силу ценностные ориентации кочевого и полукочевого общества, согласно которым труд ремесленника считается позорным. Занятие ремеслами традиционно отводилось зиммиям (иудеям и христианам).