6. Нововавилонский период
В истории Вавилонской цивилизации большую роль сыграли племена халдеев. Они обитали вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, между берегами Персидского залива и южными городами Вавилонии. Халдеи вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием, управлялись вождями. Каждый род боролся за сохранение своей независимости, в том числе и от ассирийцев. Восприняв древнюю вавилонскую культуру и религию, они поклонялись верховному богу вавилонян Мардуку. Халдеи захватили почти всю территорию Вавилонии, которая, несмотря на все перипетии, продолжала оставаться самым цивилизованным регионом Передней Азии. Вавилонии, в ходе многовековой борьбы с ассирийцами, удалось сохранить относительную самостоятельность. В 729 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III (744-727 гг. до н.э.) захватил Вавилон, лишив его независимости на целое столетие.
После падения Ассирийской державы одним из наиболее могущественных государств Передней Азии стало Нововавилонское царство. У его основания стоял халдейский вождь Набопаласар (626-605 гг. до н.э.), который в качестве полководца был на службе у ассирийцев. Возможно, он выполнял функции наместника Южной Вавилонии. Этот маленький человек, неизвестный народу, как говорил о себе Набопаласар, сначала укрепил свою власть на севере Вавилонии, а затем, преодолевая проассирийские настроения, воцарился в центре и на юге страны. После того, как было окончательно сломлено сопротивление городов Урука и Ниппура, сохранявших верность ассирийцам, Вавилон перешел на сторону Набопаласара. Здесь он в 626 г. до н.э. торжественно воцарился, основав новую Халдейскую династию.
Основатель Халдейской династии Набопаласар в значительной степени опирался на вавилонское жречество. В своей деятельности он старался подчеркнуть свое религиозное благочестие и постоянное стремление угодить богам. Он говорил, что боги призвали его к господству над страной и людьми Набопаласар приступил к восстановлению вавилонских храмов. Его сыну Навуходоносору II (605-562 гг. до н.э.) предстояло справиться с важной задачей укрепить границы Нововавилонского царства.
Главным соперником Вавилона был Египет, который стремился захватить Палестину, Финикию и Сирию. Однако, после поражения египтян в 605 г. до н.э. в битве у города Каркемиша, большая часть Сирии и Палестины почти без сопротивления подчинились Вавилонии. Подстрекаемая Египтом, сделала попытку выйти из-под опеки Вавилона также Иудея. Её царь отказался от уплаты дани и в 597 г. до н.э. Навуходоносор II первый раз осадил столицу Иудеи, Иерусалим. После трехмесячной осады город был взят. Более 3000 иудеев было уведено в плен в Вавилонию. Вторая осада, которая длилась полтора года, завершилась в 586 г. до н.э. взятием, разрушением и разграблением непокорного города. Иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонскому царству в качестве рядовой провинции. Тысячи жителей Иерусалима, главным образом знать и ремесленники, уведены в плен. Кроме Сирии и Палестины Вавилону удалось удержать и Финикию, сохранив там местное самоуправление и предоставив городу Тиру полную свободу действий за пределами вавилонских владений.
На этом историческом этапе Вавилонская цивилизация достигла вершины своего могущества. Это время подлинного возрождения, экономического и культурного расцвета. Вавилон стал центром международной торговли. Много внимания уделялось оросительной системе. Был построен первый каменный мост через Евфрат. Навуходоносор II предпринял невиданные строительные работы, которые должны были превратить Вавилон в роскошную столицу, отвечавшую достоинству его величия. Именно в это время был сооружен самый величественный зиккурат Этеменанки Дом основания небес и земли в честь верховного бога Мардука главный храм Вавилона, названный в Библии Вавилонской башней. В царском дворце Навуходоносора II были разбиты знаменитые висячие сады, известные под названием Сады Семирамиды. Уже в древности их относили к числу семи чудес света, а Вавилонская башня и поныне является символом человеческой заносчивости. Поражала воображение современников и вымощенная улица Вавилона, так называемая дорога процессий в честь бога Мардука. В течение 43 лет своего правления Навуходоносор II отстраивал и укреплял Вавилон, превратив его в настоящую крепость. Украшенный монументальными и роскошными постройками, Вавилон, бывший столицей уже 13 столетий, стал красивейшим и самым большим из когда-либо существовавших городов.
Слабые преемники Навуходоносора II не смогли достойным образом продолжить его деятельность. Дворцовые смуты, вдохновляемые жречеством, которое активно вмешивалось в политику, вели к частой смене царей. За 6 лет сменилось 3 царя, из которых 2 были убиты во время дворцовых переворотов. В 556 г. до н. э. царем стал Набонид (556-539 гг. до н.э.). Перед угрозой персидского нашествия, которая надвигалась со стороны Ирана, Набонид, объединяя все арамейские племена, стремился создать прочную державу. Правление этого последнего царя Халдейской династии было наполнено смутами и восстаниями. Когда началась война с Персией, недовольство Набонидом охватило все слои вавилонского общества столичное жречество, торгово-ростовщическую верхушку, купцов, вавилонское войско. Судьба Вавилонского государства, однако, была безразлична простому человеку, отягощенному непосильными повинностями и поборами. Более того, в различных местах Вавилонии персов ждали как освободителей, особенно те, кого насильственно увели из своих стран ассирийские и вавилонские цари. В 539 г. до н.э. персы вторглись в Месопотамию и начали наступление по долине реки Диялы. После сражения под Описом в 538 г. до н.э. был занят Сиппар, после чего персы подступили к Вавилону. Набониду не помогли ни его набожность, ни его ученость, ни статуи богов, которые он свез со всей страны в Вавилон. В 538 г. до н.э. войско персов без боя вступило в Вавилон. Царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.
- 1. Рождение понятия
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- Раздел II. Глава 4. Китайская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины
- 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 1. Древнегреческая цивилизация
- 1. Природа и население морской цивилизации
- 2. У истоков Древнегреческой цивилизации
- 3. Рождение Древнегреческой цивилизации
- 4. Центры Древнегреческой цивилизации: торжество и кризис
- 5. Цивилизация эпохи эллинизма
- 6. Основные достижения Древнегреческой цивилизации
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 4. Великая научная и общетехническая революции
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации