logo search
История Цивилизаций Буданова

5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации

Как уже было сказано ранее, кардинальная модернизация, выступающая стержневым компонентом Прединдустриальной цивилизации, не могла не сформировать новый тип человека. Социальное происхождение теперь уже не предопределяло фатально его судьбу. Многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, от веры в собственные силы. Не случайно, что именно в 1719 г. появился роман английского писателя Даниэля Дефо Робинзон Крузо, который как бы иллюстрировал одну из главных идей своего времени: Человек должен быть во всем обязан самому себе. И уж тем более не случайно этот роман получил столь широкую известность, в отличие от других авантюрно-приключенческих романов Даниэля Дефо (Капитан Сангльтон, История полковника Жака и др.).

Идеи личной активности и личного успеха как нельзя более соответствовали настроениям и интересам развивающейся буржуазии, которая претендовала на роль новой элиты. И хотя новые буржуа нередко не отказывали себе в покупке дворянских титулов или стремились получить их каким-либо иным путем, право на элитарность давало в новых условиях не благородное происхождение, а личные достоинства. Неблагородная для аристократов тема зарабатывания денег стала едва ли не самой главной, а деньги выступали критерием успеха. В XVII-XVIII вв. появляется бесчисленное количество Руководств по обогащению, и страсть к обогащению выступила в сознании людей на первый план и стала смыслом жизни.

Деньги, однако, давали не только возможность удовлетворить какие-либо материальные потребности. В XVIII в. богатство (особенно в протестантских странах) воспринималось как знак Божественной милости. Богатство открывало путь к независимости. Но богатство налагало и определенные обязательства оно должно было умножаться. Изменился в сравнении с прошлыми веками и путь к богатству. Средневековый человек искал клады, занимался алхимией, надеялся на милость монарха или добычу в военных походах. В Прединдустриальную эпоху дух авантюризма также был отнюдь не чужд тем, кто стремился к богатству. Не случайно, что это время дало нам многочисленные рассказы об искателях золота и приключений, о пиратах. И все таки важнейшим принципом жизни человека Прединдустриальной цивилизации стало трудолюбие, ежедневное и упорное. Средневековьем это принцип отвергался, и не только дворянством, но и низшими слоями населения (медленный темп труда, при этом количество праздников в году доходило до ста). Крылатое выражение Бенджамина Франклина: Время деньги можно считать одним из лозунгов Прединдустриальной цивилизации. К сожалению, другое его известное выражение: Честность вот лучшая политика к бесспорным лозунгам эпохи вряд ли можно отнести. Да, одной из проповедуемых идей стало требование, что пути достижения своих целей, в том числе богатства, должны быть нравственны, т.е. зависеть, прежде всего, от трудолюбия, ума и воли самого человека. Но история показывает, что всегда находился повод отступить от этого принципа.

Процессы модернизации не могли не оказать своего влияния и на повседневную жизнь человека Прединдустриальной цивилизации. Растет число населения Европы. Если в XVII в. в Европе жило 95 млн. человек, то в XVIII в. эта цифра составила 130 млн. Урбанизация привела к росту городского населения: в Лондоне оно составило уже 675 тыс. человек, в Париже 600 тыс., в Мадриде 160 тыс. Хотя в наследство от Средневековья Европа эпохи Прединдустриальной цивилизации получила эпидемии чумы, оспы, тифа, холеры, сифилиса (последняя эпидемия чумы в Западной Европе была в 1720 г.), и хотя в Лондоне во время эпидемии чумы вымерла 1/5 жителей, а в Пруссии 1/3 населения, продолжительность жизни человека увеличивалась. Во Франции четверть населения умирала в возрасте до 3-х лет, четверть в возрасте до 25 лет, и еще четверть в возрасте до 50 лет.

Менялись многие устои быта. В брак вступали поздно, нормой стал брак по расчету. Семьи были большими, по 5-7 человек. Детей стремились иметь столько, сколько могли вырастить и воспитать. Менялись представления о нормах поведения, поощрялись сдержанность, самоконтроль, подчинение чувств разуму. Сам быт становится несколько более комфортным. Стали пользоваться часами, зеркалами, зонтиками, носовыми платками, отдельными приборами за обеденным столом.