logo search
ИСР

16. Новое административное уложение о губерниях и приказы общественного призрения

Происходят изменения в деле управления призрения на местах. В 1775 г. в связи с принятием нового административного уложения о губерниях Екатериной II были организованы приказы общественного призрения. Приказы общественного призрения включали в себя институты контроля и поддержки. Среди них: народные школы, больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, дома смирительные.

С 1810 г. надзор за приказами начинают осуществлять Министерство внутренних дел и Министерство полиции. Эти министерства стимулировали приказы общественного призрения к увеличению средств. К ним можно отнести разрешение на ведение хозяйственных и имущественных операций (сдача в наем лавок, домов, кузниц, мельниц, садов, огородов, сенокосов и т. д.; поощрение добывания торфа, распилки бревен, дров для продажи; разрешение продажи игральных карт; открытие суконных фабрик).

Министерство внутренних дел контролировало не только финансы, но и кредиты приказов общественного призрения. В некоторых случаях Министерство вмешивалось в их деятельность, отдавая предпочтение заемщикам. Это касалось экстремальных ситуаций (пожары, наводнения, голод, неуро-жай). Тогда издавались особые распоряжения для отдельных приказов общественного призрения.

Приказы общественного призрения, находясь под непосредственным контролем Министерства Внутренних дел, увеличивали свои капиталы за счет банковских операций, частных пожертвований, а также в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности. К 1862 г. в приказах общественного призрения сложилась определенная финансовая структура капиталов, которая состояла из следующих разрядов:

Оформляется не только финансовая, но и организационная структура приказов общественного призрения, хотя еще нельзя говорить о единой административной структуре. Приказы общественного призрения управлялись коллегиально, но председательствовал губернатор. В состав правления входили заседатели Совместного Суда (по одному из каждого сословия: дворянства, купечества, поселян), при этом ведение дел возлагалось на одного из них. С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица и со стороны правительства – инспекторы врачебных управ. К 1862 г. сложилась определенная структура институтов помощи:

Общественное призрение получило развитие благодаря трем основным принципам:

Приказы общественного призрения хотя и вели работу по оказанию поддержки нуждающимся, но все-таки не могли удовлетворить потребности населения; так, их деятельность не была постоянной, административно- хозяйственная система не являлась совершенной.

Однако общественное призрение в России в рассматриваемый период только оформляло свои организационные принципы, формы управления, оно не ограничивалось только вспомоществованием, а было тесно связано с просвещением и воспитанием. В этой связи характерна благотворительная деятельность различных воспитательных обществ, из которых одним из первых было «Общество воспитания благородных девиц», основанное в 1764 г. Постепенно это общество разрасталось, у него появились филиалы, целая сеть институтов воспитания. В качестве полноправных членов в него входили различные попечительства и более мелкие благотворительные общества (Императорское женское патриотическое общество, Московское дамское попечительство о бедных и др.).

К этому времени сеть учреждений представляла собой следующую структуру: