logo
ИСР

8.Церковно-монастырское благотворение

Церковь взяла под свой контроль всю юридическую жизнь общества, а также благотворительность.

Именно церковь собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратились на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть институтов: заведения для стариков, для содержания бедных, больных, сирот, престарелых, для воспитания и обучения юношества. Большая роль отводилась епископам. Они наблюдали за выполнением многочисленных правил, в частности правил о выкупе пленных и предоставлении им свободы, о детях, брошенных родителями; занимались организацией попечительства.

В XI в. возникают крупные монастыри как «аристократические закрытые организации для религиозных потребностей княжеской семьи». В них были свои лечебницы. Позднее появляются мирские монастыри. Мир выбирал и финансировал церковный клир, чтобы он служил «филантропическим целям», на случай старости, болезни, инвалидности.

Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри — монастырская система помощи и помощь через приходы — приходская система помощи. Наряду с данными видами поддержки существовала и языческая форма помощи — «слепня», подаяние, которое затем переосмысливается в контексте христианской морали как милостыня.

Идеи милосердия и заботы о страждущих получили широкое распространение в среде священнослужителей. Постепенно монастыри и церкви стали центрами, куда стекались больные, увечные и иные нуждающиеся, не способные прокормить себя личным трудом.

Финансовая поддержка церкви осуществлялась за счет отчислений, где ей принадлежала десятая часть. Государство в лице княжеской власти берет на себя строительство монастырей и храмов, оно же на первых порах готовит кандидатов в священники. Власть же берет на себя определение клиентов, то есть тех лиц, которым необходима помощь. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной деятельности. Они выполняют четыре основные функции:

лечения,

обеспечения неимущих в виде оказания единовременной помощь натуральными продуктами (милостыня),

обучения,

контроля.

Постепенно начинает оформляться ктиторская монастырская система, впоследствии она организуется в вотчинскую. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан обязан был приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную жизнь в его стенах. Так постепенно складывалась пансионная система поддержки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, которые жертвовал новообращенный.

(Институт церквиноситель не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. В этот исторический период появляется первая официальная институализированная форма защиты в виде приходов и монастырей, которые несли в себе различные функции – от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. Тем самым философия помощи, виды поддержки несут в себе новые элементы общественной практики.)