logo search
ИСТ_К_ОТВЕТЫ

2. Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.

Социальная структура. Характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ак суйек) и «черную кость» (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и большой значимость в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия – торе и кожа.

В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).

Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся «белой кости». Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Чингиз-хана и находившихся вне генеалогической структуры жузов. Казахские торе (султаны) вели свое происхождение, согласно традиционным представлениям кочевников региона, от старшей линии чингизидов – потомков Джучи (джучидов).

Сословие торе играло огромную роль в социальной, политической и военной жизни казахов. Из его среды избирались высшие структуры власти в государственных образованиях казахов, т. е. ханы, представлявшие собой центральное звено в политической системе кочевого общества. Принадлежность к сословию торе султанов по праву рождения, означала фактическую принадлежность индивида к господствующему классу и предопределяла его преимущественное право осуществлять регламентацию и регулирование общественных отношений

Ханский титул прямо не передавался по наследству. В основе механизма передачи и наследования ханского титула лежал принцип меритократии. Согласно которому в ханы обычно избирались наиболее авторитетные и влиятельные среди казахов чингизиды, особо проявившие себя в военной, судебной и дипломатической сферах и имевшие поддержку многочисленных и сильных родов3. А. Левшин писал: «В ханы избирают только султанов, которых достоинство, как мы видели, есть наследственное. Все прочие начальники могут быть и часто бывают из простого народа. Происхождение в сем случае не уменьшает власти их. Как бы ни была бела кость ханского потомка, но если он умом, богатством или другими качествами не составил себе значительно числа приверженцев, то голос его не делает перевеса в собраниях народных»

Основными функциями ханской власти являлись координация внеэкономических отношений, разрешение межобщинных противоречий и конфликтов, военно-политическая и судебная деятельность. Относительная стабильность и устойчивость высших структур политической власти у казахов определялась более или менее высокой степенью совместимости и согласованности интересов и потребности хана с интересами и стимулами поддерживавших его влиятельных персон (султанов, старшин, биев, батыров): при попытках верховного правителя изменить эту ситуацию в свою пользу в кочевом обществе спонтанно набирали силу центробежные тенденции5.

В период противоборства с джунгарами происходила переоценка статуса «торе». Востребованными оказались преимущественно организаторы всенародной борьбы с агрессией, способные не только сплотить ряды воюющего народа, но и в качестве батыров вступить в сражения на поле брани, повести за собой людей на примере личного героизма.

Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа – кожа, пользовавшихся наследственными привилегиями, игравших важную роль в духовной жизни казахского общества. Все ритуальные обряды – обрезание, свадьба, похороны и поминки совершались при непременном участии кожа, которые узаконивали их чтением Корана. Политические влияние кожа в кочевом обществе было незначительными, что во многом объясняется своеобразием ислама в степи.

Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах.

Привилегированное положение биев определялось, прежде всего, большой общественной значимостью функций правового регулирования, арбитража и посредничества, и выражалось в приоритетных правах в системе имущественных отношений, в частности, правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятой размера иска.

Сила и влияние бийской группы были обусловлены также в немалой степени личными качествами ее членов, как-то: знанием обычного права, традиций, ораторским искусством, умением отстаивать интересы общин. Бии, обладавшие способностью разрешать межродовые и межжузовые споры, добиваясь достижения консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали немалый авторитет среди кочевников и значительное влияние в социально-политической жизни казахского общества.

Биями могли стать только самые талантливые, авторитетные и опытные народные судьи, имевшие солидные познания в обычном праве казахов.

Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе имела социальная группа батыров – военных предводителей. Тюрко-монгольское слово «батыр», «багатур», «бахадур» первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на единоборство.

Звание «батыр» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникли ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, заметно проявившего себя на военном поприще. Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в первой половине XYIII в., что было обусловлено внешней угрозой и возрастанием роли военных структур в социальной организации казахов. Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к появлению сначала на военной, а затем и на политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей и полководцев – батыров.

Привилегированное положение батыров зависело помимо их личных качеств - от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т. е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, а также от числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи.

Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью привилегиями, например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества, оформления государственных структур, военных столкновений, тарханы пользовались правом приобретать те или иные престижные должностные места в системе управления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней «тарханские привилегии», как правило, забывались, а роль этой социальной группы сводилась к минимуму.

Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины («аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин.

Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большими интеллектуальным потенциалом, разносторонним знаниями и богатым опытом. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства эти индивидуальные человеческие качества неизбежно становились важнейшим фактором концентрации скота и материальной обеспеченности индивида. Поэтому закономерно, что именно господствующий класс общества присваивал себе функции социально-экономического, политического и правового регулирования, активно вторгался в сферы идеологии и духовной культуры. Аксакалы, являясь основой всей системы социальной стратификации кочевого общества, пополняли из своих рядов другие социальные категории и сословия.

Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества и свободными общинниками, существовали категории зависимого населения – рабы и толенгуты.

Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей султанов на «служилых» людей.

К категории зависимого населения относились также рабы – кулы, которые набирались из среды пленных – россиян, калмыков и иранцев. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе наследственной степной аристократии. Однако рабство, как социально-экономический уклад, не получило широкого распространения у казахов и не вышло за рамки патриархального домашнего рабства