logo
ИСТ_К_ОТВЕТЫ

1. Сакские племенные союзы: этнический состав, расселение, хозяйство и культура.

Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых "десяти тысяч бессмертных". Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н.э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н.э. саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Кариайн - Двурогий) ученик древнегреческого философа Аристотеля окончательно разбил войско Дария III и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии - территории саков понадобилось три года с 331 по 327 годы до н.э., то есть столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии. Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сырдарьей сохранили свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были "цари", обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал "царский" род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник - Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Его открытие было сделано в 1969 году. В кургане диаметром 60 м, высотой более 7 м было обнаружено погребение "Золотого человека", датированное V веком до н.э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был "звериный стиль", сложившийся в VII - VI веках до н.э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана. Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка - прообраз казахского колпака.

Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис - философ, живший в VI веке до н.э. На Анахарсиса "скифа сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери же эллина и оттого владевшего двумя языками" ссылался в "Никомаховой этике" Аристотель. Анахарсису посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов". Он был другом афинского архонта Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.

Эпоха саков показывает, что Великая Степь - степная часть Центральной Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилиэационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.