1. Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
Ярким свидетельством развития средневековой культуры Казахстана является деятельность гениального ученого-энциклопедиста Аль-Фараби(870-950 гг.).
Фараби родился на казахской земле, Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), умер в Дамаске. Отец Абу Насра,представитель кыпчакской военной аристократии, служил Саманидам. Фараб (Отрар) подчинился Саманидскому эмирату в 859 г. Столица Саманидов Бухара являлась главным центром просвещения всего среднеазиатского региона.
Полное имя Аль-Фараби –Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Причем слово «тархан» дает признак принадлежности к тюркам, обозначает, что он выходец из родовитых и богатых, близких к каганам сословий–«тархан» - принц.
Научное наследие Фараби, охватывает практически все отрасли знаний, средневекового мира –философию и логику, математику и физику, музыку и астрономию, поэзию и лингвистику.
Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации, основателем исламской философии –«Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) во всем мире в области философии и логики ему не было равных. Он дал толкование почти всем книгам Аристотеля. В этой связи важно привести признание Ибн-Сины, что в тот период своей жизни, когда он уже изучил медицину, философию, физику, логику, ему все еще не давалось понимание «Метафизики» Аристотеля до тех пор, пока он не проштудировал трактат аль-Фараби, разъясняющий это древнегреческое сочинение.
Юсуф Баласагуни родился примерно в 1015-1017 гг. в г.Баласагуне, от названия которого происходит нисба поэта –Баласагуни. Дату, место смерти и захоронения мы, видимо, уже никогда не восстановим. Известно, что отец Юсуфа был музыкантом и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза –«Дарди Хусани».
В Кашгаре в 1069-1070 г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени –«Кудатгу билиг»(Благодатное знание), посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу Али Хасану из династии Караханидов. Юсуф подчеркивает, что «повелитель почтил и возвеличил сочинителя, дав ему административный пост «улуг хасс-хаджиба» – мудрого советника, «министра двора».
Хасс-хаджиб–всевидящее око правителя: наблюдает за исполнением законов и обычаев, за правильной организацией официальных церемоний, совместно работает с казначеем, писцами, ремесленниками, принимает и провожает послов, выслушивает просьбы и жалобы бедняков, вдов и сирот, докладывает о них правителю. Одним словом, как признается сам Баласагуни эта работа проходит «в поте лица и всех служб тяжелее».
Материал для поэмы Баласагуни собирал более 30 лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года, общий объем ее – 6520 бейтов (85 глав) и 124 бейта в виде приложения, которые написаны за 18 месяцев напряженной работы. Бейт – двустишие в законченной форме с рифмой. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Семиречья, бассейном озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлуков, огузов.
В культурной жизни городского населения важное значение имели произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих поэтов наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI- XIIвв. Он написал сборник стихов религиозно - мистического содержания «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости). Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XIвв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан - баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии.
Дивани Хикмет - сборник стихов, прежде всего, религиозно - мис тического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно - исторического, этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени.
Семнадцати лет, как указывается в источниках, из «Благородной Бухары» Ахмед переехал в Ясы, где благодаря своему титаническому труду проповедника среди жителей степей– тюрок-огузов, карлуков, кыпчаков стал признанным главой тюркской ветви ислама -суфизма.
Суфизмом или дервишизмом принято называть самостоятельное мистико-аскетическое течение в исламе, для которого на ранних этапах развития было характерно отречение от мирских благ, нестяжательство, устремление всех интересов верующего к личности Бога с целью мистического «слияния» с ним, истинного богопознания, отказа от сложной внешней обрядности. В суфизме развиваются пантеистические идеи (Бог во всем мире, весь мир – это проявление Бога).
Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием родственных тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими и зороастрийскими представлениями и психологическими стереотипами. Сохранилось предание о том, что «в ханаке Ахмада Ясави мужчины и женщины вместе участвовали в зикрах. Появилась группа арабских дервишей во главе с шейхом, и этот шейх запросил о законности подобного общего зикра у Ахмада Ясави. Ответ последнего убедил арабского шейха, и он (этот шейх) стал мюридом Ахмада Ясави и 12 лет служил ему». Безусловно, совместное участие мужчин и женщин в зикрах (радениях) было введено под влиянием кочевого быта тюрков.
- Билет 1
- 1. Предмет, цели и задачи курса "История Казахстана". Актуальные вопросы исторического развития Казахстана в книге н.А. Назарбаева "в потоке истории".
- 2. Причины образования и особенности развития казахских жузов.
- Билет 2
- 1. Казахстан в период каменного века: памятники палеолитической культуры.
- 2. Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Свод законов Тауке хана "Жеты-Жаргы".
- 3. «Малый Октябрь» ф.И. Голощекина в Казахстане и насильственная советизация казахского аула. Формирование тоталитарной системы.
- Билет 3
- 1. Казахстан в эпоху бронзы. Андроновская и Бегазы - Дандыбаевская культуры.
- 2. Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
- 3. Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов хх века - трагедия казахского аула в годы коллективизации.
- Билет 4
- 1. Сакские племенные союзы: этнический состав, расселение, хозяйство и культура.
- 2. Институт биев в казахском обществе. Толе би, Казыбек би, Айтеке би и их роль в общественной жизни казахов в XVII- XVIII вв.
- 3. Индустриализация в Казахстане: успехи и просчеты (20-е годы хх в).
- Билет 5
- 1. Государства усуней и кангюев на территории Казахстана: расселение, хозяйство и культура.
- 2. Культура и хозяйство казахов в XV-XVIII вв.
- 3. Общественно-политическая жизнь и культура Казахстана в 1920-1930 гг. Политические репрессии национальной интеллигенции. Депортация репрессированных народов в Казахстан.
- Билет 6
- 1. Гунны – первая кочевая империя в Центральной Азии. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.
- 2. Казахско-джунгарские войны в XVII-хviii вв. Роль казахских батыров в консолидации казахского общества в условиях джунгарской агрессии.
- 3. Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
- Билет 7
- 1. Тюркский каганат – первая Евразийская кочевая империя (552-603 гг.). Западно-тюркский каганат (603-704 гг).
- 2. Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII в. Начало присоединения Младшего жуза к России. Абулхаир хан как государственный деятель и полководец.
- 3. Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны.
- Билет 8
- 1. Тюргешский каганат (704-756 гг.). Таласская битва в 751 г., ее историческое значение.
- 2. Военно-казачья колонизация Казахстана Россией в хviii в. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева.
- 3. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.). Создание на территории Казахстана ядерных полигонов.
- Билет 9
- 1. Карлукское государство (756-940 гг.). Города и поселения. Духовная культура.
- 2. Движение казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова: причины, этапы, итоги.
- 3. Казахстан в годы «хрущевской оттепели». Реформы 50-60-ых годов хх в., их характер и причины их незавершенности.
- Билет 10
- 1. Государство огузов (конец іх-начало хі вв.) Племенной состав и расселение. Борьба с сельджуками и усиление междоусобиц.
- 2. Государственность Казахстана в эпоху хана Абылая. Хан Абылай как политический и государственный деятель. Борьба Абылай хана за объединение казахских земель.
- 3. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: экономические, экологические и социальные последствия.
- Билет 11
- 1. Кимакский каганат (конец іх-нач. Хі вв.). Кыпчакское ханство (нач. Хі в.- 1219 г.): формирование этнической общности, расселение, хозяйство, культура.
- 2. Образование Букеевского ханства (1801 г.). Хан Жангир и его деятельность (1823-1845 гг.).
- 3. Казахстан в годы нарастания противоречий и кризисных явлений в ссср (1971-1985гг.). Экстенсивный характер промышленности и сельского хозяйства.
- Билет 12
- 1. Государство Караханидов (942-1210 гг.) – первое мусульманское тюркское государство в Казахстане. Военно-племенная и административная система управления.
- 2. Народно-освободительное движение казахов под предводительством и.Тайманова и м.Утемисова (1836-1838 гг.).
- 3. Казахстан в условиях реформ м.С. Горбачева второй половины 80-х годов хх в. Декабрьское движение молодежи 1986 г. В Казахстане и его историческое значение.
- Билет 13
- 1. Улусы найманов и кереитов (хіі-нач. Хііі вв.). Государственные образования племен найманов и кереитов в Центральной Азии. Распространение христианства.
- 2. Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 гг.
- 3. Культура Казахстана во второй половине хх века.
- Билет 14
- 1. Города средневекового Казахстана. Великий Шелковый путь, его роль в развитии экономики и культуры региона.
- 2. Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.): причины, характер, основные этапы, итоги.
- 3. Распад ссср и провозглашение государственной независимости Казахстана. Становление республики как суверенного государства и ее укрепление на основе Стратегии «Казахстан -2030».
- Билет 15
- 1. Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
- 2. Завершение присоединения Казахстана к Российской империи. Административно-территориальные реформы 60-90 гг. XIX в. Освободительные движения казахов во второй половине XIX в. (1868-1870 гг.)
- 3. Конституция Республики Казахстан. Государственные символы Республики Казахстан.
- Билет 16
- 1. Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана (1219-1224 гг.). Казахстан в составе трех монгольских улусов.
- 2. Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX-начале хх вв.
- 3. Общественные-политические объединения и политические партии Казахстана на современном этапе.
- Билет 17
- 1. Образование Золотой Орды: особенности эпохи, хозяйство, социальная структура. Ослабление и распад Золотой Орды.
- 2. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале хх вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
- 3. Основные положения выдвинутой Президентом страны н.А. Назарбаевым Стратегии «Казахстан-2050».
- Билет 18
- 1. Образование и возвышение Ак-Орды (конец хііі – нач. Хv вв.). Значение Ак-Орды в истории Казахстана.
- 2. Метрополия Россия и колония Казахстан в годы первой мировой войны. Национально-освободительные движения 1916 г. В Казахстане: причины, характер, особенности.
- 3. Республика Казахстан в системе современных международных отношений. Значение вхождения Казахстана в Евразийский Экономический Союз.
- Билет 19
- 1. Государство Моголистан (сер. Хіv – нач. Хvі вв.): территория и этнический состав. Походы Эмира Тимура на Моголистан.
- 2. Наука и просвещение в Казахстане в XIX в. Жизнь и творчество Шокана Уалиханова и Ыбрая Алтынсарина.
- 3. Краткий анализ содержания Послания Президента рк н.А. Назарбаева 2014 года «Нұрлы жол - путь в будущее» и его размышлений в Улытау.
- Билет 20
- 2. Культура Казахстана во второй половине XIX – начале хх вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева.
- 3. Казахстан в системе международных отношений. Председательствование Казахстана обсе. Астанинский Саммит и его значение.
- Билет 21
- 1. Государство кочевых узбеков или ханство Абулхаира (1428-1468 гг.): территория и этнический состав.
- 2. Казахстан в 1917 году. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Роль национальной интеллигенции в освободительной борьбе казахского народа.
- 3. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
- Билет 22
- 1. Историческике предпосылки образования Казахского ханства в середине XV в. Роль ханов Жанибека и Керея в создании Казахского государства.
- 2. Октябрьская революция 1917 года в России и особенности установления Советской власти в Казахстане.
- 3. Культура современного Казахстана. Государственная программа «Культурное наследие».
- Билет 23
- 1. Возвышение Казахского ханства при хане Касыме. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI века.
- 2. Казахстан в годы Гражданской войны (1918-1920 гг)
- 3. Создание Ассамблеи народа Казахстана как общественного института согласия и единения граждан Казахстана.
- Билет 24
- 1. Казахское ханство во второй половине XVI в. Деятельность Хакназара и Тауекеля по укреплению ханства. Материальная и духовная культура казахов в XV-XVI вв.
- 2. Образование касср в составе России. Становление казахской советской государственности.
- Билет 25
- 1. Основные этапы становления казахской народности и ее этнический состав. Происхождение этнонима "қазақ" (казах).
- 2. Казахстан в годы нэПа (1921-1925 гг.). Земельно-водные реформы в Казахстане.
- 3. Создание содружества независимых государств (снг). Алма-Атинская Декларация об образовании снг. Работа н.А. Назарбаева «На пороге 21 века».