2. Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
Социальная структура. Характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ак суйек) и «черную кость» (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и большой значимость в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия – торе и кожа.
В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).
Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся «белой кости». Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Чингиз-хана и находившихся вне генеалогической структуры жузов. Казахские торе (султаны) вели свое происхождение, согласно традиционным представлениям кочевников региона, от старшей линии чингизидов – потомков Джучи (джучидов).
Сословие торе играло огромную роль в социальной, политической и военной жизни казахов. Из его среды избирались высшие структуры власти в государственных образованиях казахов, т. е. ханы, представлявшие собой центральное звено в политической системе кочевого общества. Принадлежность к сословию торе султанов по праву рождения, означала фактическую принадлежность индивида к господствующему классу и предопределяла его преимущественное право осуществлять регламентацию и регулирование общественных отношений
Ханский титул прямо не передавался по наследству. В основе механизма передачи и наследования ханского титула лежал принцип меритократии. Согласно которому в ханы обычно избирались наиболее авторитетные и влиятельные среди казахов чингизиды, особо проявившие себя в военной, судебной и дипломатической сферах и имевшие поддержку многочисленных и сильных родов3. А. Левшин писал: «В ханы избирают только султанов, которых достоинство, как мы видели, есть наследственное. Все прочие начальники могут быть и часто бывают из простого народа. Происхождение в сем случае не уменьшает власти их. Как бы ни была бела кость ханского потомка, но если он умом, богатством или другими качествами не составил себе значительно числа приверженцев, то голос его не делает перевеса в собраниях народных»
Основными функциями ханской власти являлись координация внеэкономических отношений, разрешение межобщинных противоречий и конфликтов, военно-политическая и судебная деятельность. Относительная стабильность и устойчивость высших структур политической власти у казахов определялась более или менее высокой степенью совместимости и согласованности интересов и потребности хана с интересами и стимулами поддерживавших его влиятельных персон (султанов, старшин, биев, батыров): при попытках верховного правителя изменить эту ситуацию в свою пользу в кочевом обществе спонтанно набирали силу центробежные тенденции5.
В период противоборства с джунгарами происходила переоценка статуса «торе». Востребованными оказались преимущественно организаторы всенародной борьбы с агрессией, способные не только сплотить ряды воюющего народа, но и в качестве батыров вступить в сражения на поле брани, повести за собой людей на примере личного героизма.
Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа – кожа, пользовавшихся наследственными привилегиями, игравших важную роль в духовной жизни казахского общества. Все ритуальные обряды – обрезание, свадьба, похороны и поминки совершались при непременном участии кожа, которые узаконивали их чтением Корана. Политические влияние кожа в кочевом обществе было незначительными, что во многом объясняется своеобразием ислама в степи.
Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах.
Привилегированное положение биев определялось, прежде всего, большой общественной значимостью функций правового регулирования, арбитража и посредничества, и выражалось в приоритетных правах в системе имущественных отношений, в частности, правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятой размера иска.
Сила и влияние бийской группы были обусловлены также в немалой степени личными качествами ее членов, как-то: знанием обычного права, традиций, ораторским искусством, умением отстаивать интересы общин. Бии, обладавшие способностью разрешать межродовые и межжузовые споры, добиваясь достижения консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали немалый авторитет среди кочевников и значительное влияние в социально-политической жизни казахского общества.
Биями могли стать только самые талантливые, авторитетные и опытные народные судьи, имевшие солидные познания в обычном праве казахов.
Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе имела социальная группа батыров – военных предводителей. Тюрко-монгольское слово «батыр», «багатур», «бахадур» первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на единоборство.
Звание «батыр» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникли ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, заметно проявившего себя на военном поприще. Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в первой половине XYIII в., что было обусловлено внешней угрозой и возрастанием роли военных структур в социальной организации казахов. Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к появлению сначала на военной, а затем и на политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей и полководцев – батыров.
Привилегированное положение батыров зависело помимо их личных качеств - от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т. е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, а также от числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи.
Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью привилегиями, например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества, оформления государственных структур, военных столкновений, тарханы пользовались правом приобретать те или иные престижные должностные места в системе управления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней «тарханские привилегии», как правило, забывались, а роль этой социальной группы сводилась к минимуму.
Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины («аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин.
Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большими интеллектуальным потенциалом, разносторонним знаниями и богатым опытом. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства эти индивидуальные человеческие качества неизбежно становились важнейшим фактором концентрации скота и материальной обеспеченности индивида. Поэтому закономерно, что именно господствующий класс общества присваивал себе функции социально-экономического, политического и правового регулирования, активно вторгался в сферы идеологии и духовной культуры. Аксакалы, являясь основой всей системы социальной стратификации кочевого общества, пополняли из своих рядов другие социальные категории и сословия.
Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества и свободными общинниками, существовали категории зависимого населения – рабы и толенгуты.
Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей султанов на «служилых» людей.
К категории зависимого населения относились также рабы – кулы, которые набирались из среды пленных – россиян, калмыков и иранцев. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе наследственной степной аристократии. Однако рабство, как социально-экономический уклад, не получило широкого распространения у казахов и не вышло за рамки патриархального домашнего рабства
- Билет 1
- 1. Предмет, цели и задачи курса "История Казахстана". Актуальные вопросы исторического развития Казахстана в книге н.А. Назарбаева "в потоке истории".
- 2. Причины образования и особенности развития казахских жузов.
- Билет 2
- 1. Казахстан в период каменного века: памятники палеолитической культуры.
- 2. Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Свод законов Тауке хана "Жеты-Жаргы".
- 3. «Малый Октябрь» ф.И. Голощекина в Казахстане и насильственная советизация казахского аула. Формирование тоталитарной системы.
- Билет 3
- 1. Казахстан в эпоху бронзы. Андроновская и Бегазы - Дандыбаевская культуры.
- 2. Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
- 3. Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов хх века - трагедия казахского аула в годы коллективизации.
- Билет 4
- 1. Сакские племенные союзы: этнический состав, расселение, хозяйство и культура.
- 2. Институт биев в казахском обществе. Толе би, Казыбек би, Айтеке би и их роль в общественной жизни казахов в XVII- XVIII вв.
- 3. Индустриализация в Казахстане: успехи и просчеты (20-е годы хх в).
- Билет 5
- 1. Государства усуней и кангюев на территории Казахстана: расселение, хозяйство и культура.
- 2. Культура и хозяйство казахов в XV-XVIII вв.
- 3. Общественно-политическая жизнь и культура Казахстана в 1920-1930 гг. Политические репрессии национальной интеллигенции. Депортация репрессированных народов в Казахстан.
- Билет 6
- 1. Гунны – первая кочевая империя в Центральной Азии. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.
- 2. Казахско-джунгарские войны в XVII-хviii вв. Роль казахских батыров в консолидации казахского общества в условиях джунгарской агрессии.
- 3. Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
- Билет 7
- 1. Тюркский каганат – первая Евразийская кочевая империя (552-603 гг.). Западно-тюркский каганат (603-704 гг).
- 2. Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII в. Начало присоединения Младшего жуза к России. Абулхаир хан как государственный деятель и полководец.
- 3. Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны.
- Билет 8
- 1. Тюргешский каганат (704-756 гг.). Таласская битва в 751 г., ее историческое значение.
- 2. Военно-казачья колонизация Казахстана Россией в хviii в. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева.
- 3. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.). Создание на территории Казахстана ядерных полигонов.
- Билет 9
- 1. Карлукское государство (756-940 гг.). Города и поселения. Духовная культура.
- 2. Движение казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова: причины, этапы, итоги.
- 3. Казахстан в годы «хрущевской оттепели». Реформы 50-60-ых годов хх в., их характер и причины их незавершенности.
- Билет 10
- 1. Государство огузов (конец іх-начало хі вв.) Племенной состав и расселение. Борьба с сельджуками и усиление междоусобиц.
- 2. Государственность Казахстана в эпоху хана Абылая. Хан Абылай как политический и государственный деятель. Борьба Абылай хана за объединение казахских земель.
- 3. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: экономические, экологические и социальные последствия.
- Билет 11
- 1. Кимакский каганат (конец іх-нач. Хі вв.). Кыпчакское ханство (нач. Хі в.- 1219 г.): формирование этнической общности, расселение, хозяйство, культура.
- 2. Образование Букеевского ханства (1801 г.). Хан Жангир и его деятельность (1823-1845 гг.).
- 3. Казахстан в годы нарастания противоречий и кризисных явлений в ссср (1971-1985гг.). Экстенсивный характер промышленности и сельского хозяйства.
- Билет 12
- 1. Государство Караханидов (942-1210 гг.) – первое мусульманское тюркское государство в Казахстане. Военно-племенная и административная система управления.
- 2. Народно-освободительное движение казахов под предводительством и.Тайманова и м.Утемисова (1836-1838 гг.).
- 3. Казахстан в условиях реформ м.С. Горбачева второй половины 80-х годов хх в. Декабрьское движение молодежи 1986 г. В Казахстане и его историческое значение.
- Билет 13
- 1. Улусы найманов и кереитов (хіі-нач. Хііі вв.). Государственные образования племен найманов и кереитов в Центральной Азии. Распространение христианства.
- 2. Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 гг.
- 3. Культура Казахстана во второй половине хх века.
- Билет 14
- 1. Города средневекового Казахстана. Великий Шелковый путь, его роль в развитии экономики и культуры региона.
- 2. Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.): причины, характер, основные этапы, итоги.
- 3. Распад ссср и провозглашение государственной независимости Казахстана. Становление республики как суверенного государства и ее укрепление на основе Стратегии «Казахстан -2030».
- Билет 15
- 1. Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
- 2. Завершение присоединения Казахстана к Российской империи. Административно-территориальные реформы 60-90 гг. XIX в. Освободительные движения казахов во второй половине XIX в. (1868-1870 гг.)
- 3. Конституция Республики Казахстан. Государственные символы Республики Казахстан.
- Билет 16
- 1. Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана (1219-1224 гг.). Казахстан в составе трех монгольских улусов.
- 2. Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX-начале хх вв.
- 3. Общественные-политические объединения и политические партии Казахстана на современном этапе.
- Билет 17
- 1. Образование Золотой Орды: особенности эпохи, хозяйство, социальная структура. Ослабление и распад Золотой Орды.
- 2. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале хх вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
- 3. Основные положения выдвинутой Президентом страны н.А. Назарбаевым Стратегии «Казахстан-2050».
- Билет 18
- 1. Образование и возвышение Ак-Орды (конец хііі – нач. Хv вв.). Значение Ак-Орды в истории Казахстана.
- 2. Метрополия Россия и колония Казахстан в годы первой мировой войны. Национально-освободительные движения 1916 г. В Казахстане: причины, характер, особенности.
- 3. Республика Казахстан в системе современных международных отношений. Значение вхождения Казахстана в Евразийский Экономический Союз.
- Билет 19
- 1. Государство Моголистан (сер. Хіv – нач. Хvі вв.): территория и этнический состав. Походы Эмира Тимура на Моголистан.
- 2. Наука и просвещение в Казахстане в XIX в. Жизнь и творчество Шокана Уалиханова и Ыбрая Алтынсарина.
- 3. Краткий анализ содержания Послания Президента рк н.А. Назарбаева 2014 года «Нұрлы жол - путь в будущее» и его размышлений в Улытау.
- Билет 20
- 2. Культура Казахстана во второй половине XIX – начале хх вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева.
- 3. Казахстан в системе международных отношений. Председательствование Казахстана обсе. Астанинский Саммит и его значение.
- Билет 21
- 1. Государство кочевых узбеков или ханство Абулхаира (1428-1468 гг.): территория и этнический состав.
- 2. Казахстан в 1917 году. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Роль национальной интеллигенции в освободительной борьбе казахского народа.
- 3. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
- Билет 22
- 1. Историческике предпосылки образования Казахского ханства в середине XV в. Роль ханов Жанибека и Керея в создании Казахского государства.
- 2. Октябрьская революция 1917 года в России и особенности установления Советской власти в Казахстане.
- 3. Культура современного Казахстана. Государственная программа «Культурное наследие».
- Билет 23
- 1. Возвышение Казахского ханства при хане Касыме. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI века.
- 2. Казахстан в годы Гражданской войны (1918-1920 гг)
- 3. Создание Ассамблеи народа Казахстана как общественного института согласия и единения граждан Казахстана.
- Билет 24
- 1. Казахское ханство во второй половине XVI в. Деятельность Хакназара и Тауекеля по укреплению ханства. Материальная и духовная культура казахов в XV-XVI вв.
- 2. Образование касср в составе России. Становление казахской советской государственности.
- Билет 25
- 1. Основные этапы становления казахской народности и ее этнический состав. Происхождение этнонима "қазақ" (казах).
- 2. Казахстан в годы нэПа (1921-1925 гг.). Земельно-водные реформы в Казахстане.
- 3. Создание содружества независимых государств (снг). Алма-Атинская Декларация об образовании снг. Работа н.А. Назарбаева «На пороге 21 века».