logo search
01 Дореволюционная Россия

И.И. Ползунов (1728 – 1766)

И ван Иванович Ползунов – русский изобретатель, создатель первой в мире универсальной паровой машины.

Имя И.И. Ползунова носит Алтайский государственный технический университет, напротив главного корпуса которого установлен памятник изобретателю.

В Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Барнауле, Туле и Воронеже именем Ползунова названы улицы. Первое учебное заведение Екатеринбурга – горнозаводская школа – теперь называется Уральским государственным колледжем имени И.И. Ползунова.

«Нам не надлежит совсем отчаянным быть. И такое предприятие (постройка новой машины) светом вожделенное, без подвига оставить против общества есть, что усердно желаю. К тому первую заступить смелость, дабы сей славы, если силы доступят, Отечеству достигнуть и чтоб тово всенародную пользу, по причине большого познания об употреблении вещей, понеже не весьма знакомых, по примеру наук прочих в обычай ввести и тем самым иметь за цель труд по нас грядущим, славу и благодарность дойтить».

Из письма И.И. Ползунова к отцу

В 1753 г. И.И. Ползунов впервые проявил себя как изобретатель. Он принял участие в постройке близ плотины на реке Змеевке (г. Змеиногорск) новой лесопилки. Пильная мельница была первым заводским сооружением, возведенным под руководством И.И. Ползунова.

Она представляла одно из наиболее сложных технических сооружений того времени. От вращающегося водяного колеса осуществлялась передача двум лесопильным рамам, к «саням», на которых перемещались распиливаемые бревна, и к бревнотаске. Механизм передачи представлял сложный комплекс движущихся деталей, в состав которого входили: кулачковая передача, зубчатая передача, валы, кривошипы, шатуны, храповые колеса, канатные вороты. Здесь И.И. Ползунов получил практическую школу по конструированию и монтажу сложных передаточных механизмов, содержащих элементы автоматизации. Очень интересным было решение И.И. Ползунова о расположении лесопилки не у плотины, а в некотором отдалении от реки на деривационном (отводном) канале.

В 1763 г. И.И. Ползунов сконструировал и приступил к постройке первой паровой машины непрерывного действия – «огненной машины» (Слайд 11). Новый двигатель, в противовес громоздким деревянным водяным колесам, должен был целиком состоять из металла. Зная всю сложность предстоящей работы, Ползунов мечтал построить машину сначала «малым корпусом», то есть малого масштаба. Однако начальство приказало, чтобы он сразу же возводил крупную заводскую установку.

И вот без всякой помощи, лишь с двумя юношами-учениками да несколькими чернорабочими, И.И. Ползунов начал постройку огромной, высотой с трехэтажный дом, рабочей машины для обслуживания воздуходувки на десять плавильных печей, а в дальнейшем мечтал приспособить ее «по воле нашей, что будет потребно исправлять».

Вода разогревалась в котле, склепанном из медных листов. Пар поступал через специальные распределительные устройства в два вертикальных трехметровых цилиндра, поршни которых действовали на коромысла. Эти коромысла были связаны с мехами для поддува рудоплавнльных печей, а также с водяными насосами-распределителями и другим дополнительным оборудованием, необходимым для питания котла и для поддержания непрерывного действия машины.

Великий механик добился того, что все детали его машины постоянно «сами себя в движении держали».

Е е размеры впечатляли – металлическая махина собиралась в «машинной хоромине», высотой в 18,5 метра (Слайд 12), при этом некоторые детали агрегата весили более двух с половиной тонн.

За несколько месяцев до пуска машины ее гениальный создатель умер, надорванный непосильным трудом и нуждою.

На испытаниях паровая машина показала блестящий результат – плавка металла продолжалась целые сутки. В течение нескольких месяцев она исправно обслуживала заводские рудоплавильные печи. За это время она не только окупила затраты на свое строительство (7200 рублей), но и дала свыше 12 тысяч рублей прибыли. Потом начались проблемы – потек котел, появилась течь между поршнями и стенками цилиндров. Технически малограмотные работники не знали, как устранить естественно возникшие в ходе эксплуатации неисправности. Полуграмотное начальство при устранении возникавших, естественно, неисправностей новой машины вводило свои кустарные «новшества». Так, чтобы уменьшить зазоры между поршнями и цилиндрами, поршни обернули берестой, в результате чего «бересто весьма ожесточилось, в логоватые места вода проходить чрезвычайно начала». Машина проработала, пока не стала из-за течи котла. Равнодушное к технической мысли заводское начальство не позаботилось о починке машины. Ее забросили!..

По предписанию управителей алтайских заводов Ирмана и Миллера ползуновская машина была уничтожена. Это они издали в 1779 году чудовищный указ; «...огнедействующую махину... разобрать; находящуюся при оной фабрику разломать и лес употребить на что годен будет». Это они расхитили ползуновский двигатель, оставив на месте его развалины, сохранившие народное название «Ползуновское пепелище».

Слайд 13