Е.М. Артамонов (1776 – 1841)
Ефим Михеевич Артамонов – изобретатель первого в мире двухколесного велосипеда с педальным приводом на переднее колесо и рулем.
По словам пермского краеведа А.К. Шарца, Е.М. Артамонов также изобрел насос по откачке воды на баржах и «коляску-самоход» – прототип автомобиля, только с паровым двигателем, который использовался для перевозки грузов на Нижнетагильских заводах.
А ртамонову и его изобретению установлен памятник в г. Екатеринбурге.
Е.М. Артамонов – крепостной Пожвинского завода графа Всеволжского. Когда ему было 14 лет, отца его отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа, а Ефима послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ему часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Тогда-то, видимо, и появилась у него мысль о постройке самоката.
Спустя десять лет «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 г. ездил на диковинном самокате по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и следует считать годом изобретения самоката – прототипа современного велосипеда.
Его изобретение (Слайд 21) представляло собой цельнометаллическую конструкцию с двумя колесами, расположенными одно за другим. Переднее колесо размером в человеческий рост было почти в два раза больше заднего. Крепились они изогнутой металлической рамой. У велосипеда были деревянное седло и руль.
О сновные параметры:
вес машины – более 60 кг;
усилие при повороте руля – около 20 кг;
передаточное число – 2;
минимальный радиус поворота на 90о – 3 м.
Изобретатель сам протестировал свое творение, совершив пробег из села Верхотурье в Москву. В путешествие (около 2000 верст!) – первый велопробег – крепостного Артамонова послал его хозяин – владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I во время его коронации «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости и двадцать пять рублей... Но демидовские приказчики решили иначе: за порчу хозяйского железа и побег от своего хозяина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить». Изобретение Артамонова было забыто. Над созданием велосипеда стали работать другие.
(Слайд 22)
- Российские инновации: исторический аспект
- Введение
- А.К. Нартов (1693 – 1756)
- Слайд 6: м.В. Ломоносов (1711 – 1765)
- Молекулярно-кинетическая теория тепла
- Астрономия, опто-механика и приборостроение
- Теория электричества и метеорология
- Мозаики
- Вклад м.В. Ломоносова в систему российского образования
- И.И. Ползунов (1728 – 1766)
- И.П. Кулибин (1735 – 1818)
- Е.М. Артамонов (1776 – 1841)
- П.Л. Шиллинг (1786 – 1837)
- П.П. Аносов (1796 – 1851)
- Наиболее значительные достижения п.П. Аносова в области металлургии
- Б.С. Якоби (1801 – 1874)
- Ф.А. Блинов (1831 – 1902)
- А.Ф. Можайский (1825 – 1890)
- Д.И. Менделеев (1834 – 1907)
- Основные этапы жизненного пути
- Периодический закон химических элементов
- Некоторые приборы д.И. Менделеева
- Д.И. Менделеев – экономист
- Три службы Родине
- Н.Н. Бенардос (1842 – 1905)
- Н.Е. Жуковский (1847 – 1921)
- А.Н. Лодыгин (1847 – 1923)
- П.Н. Яблочков (1847 – 1894)
- В.Г. Шухов (1853 – 1939)
- К.Э. Циолковский (1857 – 1935)
- А.С. Попов (1859 – 1906)
- Н.Д. Пильчиков (1857 – 1908)
- Б.Л. Розинг (1869 – 1933)
- Г.Е. Котельников (1872 – 1944)
- В.Г. Федоров (1874 – 1966)
- И.И. Сикорский (1889 – 1972)
- Другие российские ученые и их важнейшие изобретения
- За границей