Н.Е. Жуковский (1847 – 1921)
Н иколай Егорович Жуковский – выдающийся русский ученый, создатель аэродинамики как науки. В Московском высшем техническом училище создал кафедру «Теоретическая механика», аэродинамическую лабораторию, обучил множество известных впоследствии конструкторов самолетов, авиационных двигателей.
Работы Н.Е. Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. В 1904 году Н.Е. Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета; разработал вихревую теорию воздушного винта.
Н.Е. Жуковскому принадлежит первая попытка объединения любителей воздухоплавания России.
Н.Е. Жуковский – автор многочисленных оригинальных исследований в области астрономии, математики, механики твердого тела, гидродинамики, гидравлики и др.
Именем Н.Е. Жуковского названа Военно-воздушная инженерная академия, город в Московской области, кратер на Луне и др.
После окончания физико-математического факультета Московского университета и кратковременном обучении в Институте путей сообщения в Петербурге Н.Е. Жуковский преподавал в Московском высшем техническом училище, где он решил заняться гидромеханикой. В 1876 г. защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела», ставь магистром прикладной математики.
Начинает работу над докторской диссертацией на тему устойчивости движения – неисследованная область в науке того времени. После защиты диссертации в 1882 г. он становится доктором прикладной математики. Исследования в области гидродинамики приближают Н.Е. Жуковского к решению все более и более увлекавшей его проблемы полета. Разобравшись в физических основах парения птиц, Жуковский сформулировал первые законы динамики полета в работе «О парении птиц». По его инициативе создается воздухоплавательная подсекция на Х съезде естествоиспытателей. Выступая на съезде, Н.Е. Жуковский рассказал о преимуществах исследования задач воздухоплавания с помощью аэропланов.
Осенью 1904 г., наблюдая за полетом воздушного змея, Н.Е. Жуковский вывел знаменитую формулу подъемной силы крыла самолета, учитывающую циркуляцию воздушного потока, находящегося во вращении, во взаимосвязи с профилем крыла. Исследования Н.Е. Жуковского и его лучшего ученика С.А. Чаплыгина убедительно подтвердили, что для некоторого класса профилей зависимость циркуляции от формы профиля и угла атаки может быть получена расчетным путем, если эти профили обтекаются идеальной жидкостью. Эти профили широко известны под именем профилей Н.Е. Жуковского. Построение таких профилей позволило строить самолеты с достаточно толстыми свободнонесущими крыльями. Профили Н.Е. Жуковского сделали целую эпоху в самолетостроении.
В 1907 г. увидела свет его «Теория гребного винта с большим числом лопастей», в которой автор рассмотрел возможности винта создавать подъемную силу вертолета и тягу для аэроплана. Несколько позже, опираясь на опыты, Н.Е. Жуковский не только нарисовал четкую физическую картину работы воздушного винта, но и перешел к точным математическим расчетам.
Вопросы реактивного движения были изложены Н.Е. Жуковским в ряде работ: «О реакции вытекающей и втекающей жидкости», «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью», «К теории судов, приводимых в движение силой реакции воды».
Под руководством Н.Е. Жуковского была осуществлена разработка проекта Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), которым он руководил с 1918 г.
В сентябре 1919 г. по инициативе Н.Е. Жуковского был организован первый в России Авиатехникум, целью которого была всесторонняя теоретическая и практическая подготовка специалистов по аэропланостроению, моторостроению и эксплуатации авиационных и мотороавиационных заводов. В сентябре 1920 г. в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского Авиатехникум был переименован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского, ректором которого он стал.
Слайд 47
- Российские инновации: исторический аспект
- Введение
- А.К. Нартов (1693 – 1756)
- Слайд 6: м.В. Ломоносов (1711 – 1765)
- Молекулярно-кинетическая теория тепла
- Астрономия, опто-механика и приборостроение
- Теория электричества и метеорология
- Мозаики
- Вклад м.В. Ломоносова в систему российского образования
- И.И. Ползунов (1728 – 1766)
- И.П. Кулибин (1735 – 1818)
- Е.М. Артамонов (1776 – 1841)
- П.Л. Шиллинг (1786 – 1837)
- П.П. Аносов (1796 – 1851)
- Наиболее значительные достижения п.П. Аносова в области металлургии
- Б.С. Якоби (1801 – 1874)
- Ф.А. Блинов (1831 – 1902)
- А.Ф. Можайский (1825 – 1890)
- Д.И. Менделеев (1834 – 1907)
- Основные этапы жизненного пути
- Периодический закон химических элементов
- Некоторые приборы д.И. Менделеева
- Д.И. Менделеев – экономист
- Три службы Родине
- Н.Н. Бенардос (1842 – 1905)
- Н.Е. Жуковский (1847 – 1921)
- А.Н. Лодыгин (1847 – 1923)
- П.Н. Яблочков (1847 – 1894)
- В.Г. Шухов (1853 – 1939)
- К.Э. Циолковский (1857 – 1935)
- А.С. Попов (1859 – 1906)
- Н.Д. Пильчиков (1857 – 1908)
- Б.Л. Розинг (1869 – 1933)
- Г.Е. Котельников (1872 – 1944)
- В.Г. Федоров (1874 – 1966)
- И.И. Сикорский (1889 – 1972)
- Другие российские ученые и их важнейшие изобретения
- За границей