logo
01 Дореволюционная Россия

Н.Е. Жуковский (1847 – 1921)

Н иколай Егорович Жуковский – выдающийся русский ученый, создатель аэродинамики как науки. В Московском высшем техническом училище создал кафедру «Теоретическая механика», аэродинамическую лабораторию, обучил множество известных впоследствии конструкторов самолетов, авиационных двигателей.

Работы Н.Е. Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. В 1904 году Н.Е. Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета; разработал вихревую теорию воздушного винта.

Н.Е. Жуковскому принадлежит первая попытка объединения любителей воздухоплавания России.

Н.Е. Жуковский – автор многочисленных оригинальных исследований в области астрономии, математики, механики твердого тела, гидродинамики, гидравлики и др.

Именем Н.Е. Жуковского названа Военно-воздушная инженерная академия, город в Московской области, кратер на Луне и др.

После окончания физико-математического факультета Московского университета и кратковременном обучении в Институте путей сообщения в Петербурге Н.Е. Жуковский преподавал в Московском высшем техническом училище, где он решил заняться гидромеханикой. В 1876 г. защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела», ставь магистром прикладной математики.

Начинает работу над докторской диссертацией на тему устойчивости движения – неисследованная область в науке того времени. После защиты диссертации в 1882 г. он становится доктором прикладной математики. Исследования в области гидродинамики приближают Н.Е. Жуковского к решению все более и более увлекавшей его проблемы полета. Разобравшись в физических основах парения птиц, Жуковский сформулировал первые законы динамики полета в работе «О парении птиц». По его инициативе создается воздухоплавательная подсекция на Х съезде естествоиспытателей. Выступая на съезде, Н.Е. Жуковский рассказал о преимуществах исследования задач воздухоплавания с помощью аэропланов.

Осенью 1904 г., наблюдая за полетом воздушного змея, Н.Е. Жуковский вывел знаменитую формулу подъемной силы крыла самолета, учитывающую циркуляцию воздушного потока, находящегося во вращении, во взаимосвязи с профилем крыла. Исследования Н.Е. Жуковского и его лучшего ученика С.А. Чаплыгина убедительно подтвердили, что для некоторого класса профилей зависимость циркуляции от формы профиля и угла атаки может быть получена расчетным путем, если эти профили обтекаются идеальной жидкостью. Эти профили широко известны под именем профилей Н.Е. Жуковского. Построение таких профилей позволило строить самолеты с достаточно толстыми свободнонесущими крыльями. Профили Н.Е. Жуковского сделали целую эпоху в самолетостроении.

В 1907 г. увидела свет его «Теория гребного винта с большим числом лопастей», в которой автор рассмотрел возможности винта создавать подъемную силу вертолета и тягу для аэроплана. Несколько позже, опираясь на опыты, Н.Е. Жуковский не только нарисовал четкую физическую картину работы воздушного винта, но и перешел к точным математическим расчетам.

Вопросы реактивного движения были изложены Н.Е. Жуковским в ряде работ: «О реакции вытекающей и втекающей жидкости», «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью», «К теории судов, приводимых в движение силой реакции воды».

Под руководством Н.Е. Жуковского была осуществлена разработка проекта Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), которым он руководил с 1918 г.

В сентябре 1919 г. по инициативе Н.Е. Жуковского был организован первый в России Авиатехникум, целью которого была всесторонняя теоретическая и практическая подготовка специалистов по аэропланостроению, моторостроению и эксплуатации авиационных и мотороавиационных заводов. В сентябре 1920 г. в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского Авиатехникум был переименован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского, ректором которого он стал.

Слайд 47