logo search
лекции по культурологии

Реформация в Англии:

Восстание крестьян и городской бедноты в 1381 г. было идеологически подготовлено антицерковным движением. В Англии XIV в. развернулась борьба за реформу католической церкви. В этом движении участвовали различные группы населения. Королевская власть уже в XIII в. тяготилась зависимостью от пап, которые поддерживали Францию в Столетней войне. Она стремилась к освобождению английской церкви из-под влияния папства. Король и парламент были также недовольны тем, что духовенство уклонялось от уплаты государственных налогов. Вместе с тем король и феодалы с завистью смотрели на огромные владения церкви, рассчитывая увеличить свои доходы за счет их секуляризации.

В середине XIV в. с программой реформы католической церкви выступил профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320–1384). Он отвергал учение католической церкви о верховенстве папства над светской властью и доказывал, что король зависит не от папы, а непосредственно от Бога. Виклиф выступал против догматов и обрядов католической церкви, требовал секуляризации церковных богатств. Он перевел Библию на английский язык, сделав ее доступной для верующих.

Поводом к Реформации послужил отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской, теткой германского императора Карла V.

В ответ на отказ папы Генрих VIII в 1534 г. издал акт о супрематии (верховенстве), в силу которого король был объявлен главой английской церкви. В акте говорилось о неприкосновенности всех старых католических догматов и обрядов; менялся только глава церкви, место римского папы занял король; епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. Новая английская церковь заняла среднее положение между католицизмом и протестантизмом. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество – здания, всякого рода украшения, золотые и серебряные ценности и, самое главное, обширные монастырские земли.

Главная цель королевской Реформации заключалась в стремлении завладеть церковными землями, освободиться от опеки римской церкви и подчинить английскую церковь королевской власти.

При Эдуарде VI англиканская церковь несколько приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении), но уже с 1553 г., в правление Марии Тюдор, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая была женой испанского короля Филиппа II, в Англии началась католическая реакция. Опираясь на поддержку Испании, королева восстановила католицизм и начала жестоко преследовать протестантов. Однако Мария не решилась возвратить монастырям земли и другое имущество. После ее недолгого правления корона перешла к ее младшей сестре – дочери Генриха VIII и Анны Болейн Елизавете (1558 – 1603).

Идя навстречу интересам нового дворянства и буржуазии, Елизавета восстановила протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. парламент подтвердил королевское верховенство над английской церковью. Королеве принадлежала власть назначать епископов, которые сохраняли прежние церковные владения и право заседать в палате лордов.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами признавался кальвинистский догмат об абсолютном предопределении и о священном писании как единственном источнике веры. Но при этом признавалось и католическое учение о единоспасающей силе церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденному правительством. Против католиков были изданы суровые законы. За отказ признать верховенство королевы в делах церкви и исповедание католицизма угрожали суровые наказания.

В Англии было запрещено проявляться иезуитом. Католики облагались особым налогом. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма; ее возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии.