logo search
История Цивилизаций Буданова

6. Наследие Ассирийской цивилизации

Нельзя не согласиться с тем, что война явление аномальное. И те цивилизации, в развитии которых она играла ведущую роль, оказывались весьма недолговечными. Как правило, многие из них едва смогли перешагнуть свое тысячелетие. Общеизвестно, что длительная эволюция цивилизации достигается не войной, а творческими усилиями. Одним из главных достижений Ассирийской цивилизации стало существенное ускорение перемен в Передней Азии и консолидация ее этно-исторического пространства. Войны, которые вела Ассирия, способствовали распространению одних культур за счет подавления, вытеснения и ассимиляции других. И если Ассирийская империя создавалась военным путем, то стабилизировалась и обустраивалась она мирными средствами торговлей, строительством, реформами и образованием.

Ассирийское тысячелетие оставило великолепные памятники, пополнившие сокровищницу мировой цивилизации. Ассирийцы сохраняли и развивали многие достижения шумеров и вавилонян, хеттов и хурритов, финикийцев и египтян. Традиционные для Передней Азии царские надписи они превратили в настоящую литературу, в анналы (погодные записи). Эти летописи, составлявшиеся по воле царей, фиксировали военные походы, битвы, царскую охоту, строительство храмов и дворцов. Естественно, что в подобных записях заслуги правителей преувеличивались, а просчеты скрывались. Надписи обычно высекались на каменных стелах и ставились на местах побед, на главной площади столицы и в других городах Ассирии. По заимствованной от хеттов традиции некоторые надписи закладывались в фундамент дворцов и храмов в назидание потомкам.

Важным элементом образа Ассирийской цивилизации являются ее знаменитые рельефы, украшавшие внутренние стены царских дворцов. Огромные панорамы мифологических, жанровых и батальных сцен высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывали нижние части стен. Ассирийский рельеф рассказ в рисунках, который возвеличивал царя и бога. Рельефы царских дворцов, возможно, имели и охранительное значение, считаясь священными и обладающими магической силой. Они выполнены в необычайно реалистической манере, полны жизненной правды и великолепны в деталях. Именно ассирийским мастерам удалось впервые на Востоке создать в рельефах воздушную перспективу. Так, на одном из рельефов дворца в Кальху изображены боевые колесницы царя, подъезжающие к стенам только что взятой крепости. Из-за зубцов стен выглядывают побежденные, приветствуя царя. На переднем плане в крупных размерах, с тщательной проработкой всех деталей, даны колесницы, лошади и возницы. Крепость и фигуры приветствующих, находящиеся на заднем плане, даны более плоским рельефом, в уменьшенных размерах. Несмотря на стремление передавать в рельефах окружающую действительность, ассирийские мастера, тем не менее, подчиняли все свое ремесло и талант одной задаче восхвалению мощи царя и войска Ассирии. Их не интересовал отдельный человек. И напрасно искать в рельефах портретное изображение царей, хотя именно они являются здесь центральными фигурами. Человек на ассирийских рельефах символ мужской красоты и силы. Продолжая традицию шумеров, ассирийцы достигли высокого совершенства в изображении на рельефах животных. Особенно естественны дикие звери, показанные в движении весьма реалистично и чрезвычайно выразительно. Здесь и раненый лев, и стадо газелей, и фигура льва, охраняющего покой спящей львицы.

Для Ассирийской цивилизации характерен значительный масштаб строительных работ. Известно, что после удачных военных экспедиций ассирийские правители с редкой страстью строили дворцы и храмы, а то и целые города Кальху, Ниневию, Дур-Шаррукин. Ассирийская архитектура не отличалась самобытностью, ибо величественные дворцы строились в хеттском стиле. В горах вырубались каменные глыбы, наскоро обрабатывались и с помощью рабов доставлялись на стройплощадки. Под влиянием хеттов и хурритов, а, возможно, и с помощью их мастеров, была освоена крупнокаменная (циклопическая и мегалитическая) кладка стен. Наиболее важные строения возводили на высокой кирпичной платформе. Каждый ассирийский город имел главное здание дворец. Самый яркий образец ассирийской дворцовой архитектуры здание резиденции Саргона II в Дур-Шаррукине. Этот дворец располагался на площади 10 га и возвышался над городом на 14 м. Два парадных входа, украшенных статуями крылатых быков, вели во дворец, а фасад здания украшали гигантские фигуры, изображающие Гильгамеша и его друга Энкиду. Гильгамеш предстает в виде знатного ассирийца, держащего в правой руке короткий кривой меч, а в левой за одну лапу убитого льва. Дворец удачно вписан в геометрически правильную конструкцию города (квадрат, углы которого указывали на север, запад, юг и восток). Монументальность архитектурного ансамбля и красочность внутреннего убранства сделали дворец Саргона одной из наиболее величественных построек Ассирии. Крылатые быки и львы с человечьими головами стали таким же символом Ассирии, как и сфинкс для Египта.

Ассирийская цивилизация дает один из примеров возможных вариантов обустройства столичного города. Так, крупный и богатый торговый центр Востока Ниневия усилиями ассирийских правителей превратился в прекраснейший город мира. Были отстроены царские дворцы и храмы, перестроены целые кварталы, приведены в порядок каналы, разбиты цветники и фруктовые сады, вокруг города посажены кустарники и деревья редких пород. Создание прямоугольной планировки городов часть наследия Ассирийской цивилизации, дошедшего до наших дней.

Однако все же самым удивительным достижением этой цивилизации является знаменитая библиотека Ашшурбанипала, собранная им в ниневийском дворце. Неказиста на вид и тяжеловесна эта царская библиотека, в которой хранилось более 25 тыс. клинописных табличек. Библиотека предназначалась для личного пользования Ашшурбанипала, комплектовалась и содержалась под его бдительным надзором. Прошло две с половиной тысячи лет с тех пор, как появилась письменность. Ашшурбанипал решил собрать в своем дворце по экземпляру наиболее достойных книг. Его библиотека создавалась по тщательно продуманной системе. Каждая книга состояла из отдельных листов-табличек одинакового размера. На табличках стояли название книги (начальные слова первой таблички) и номер листа. Книги размещались в библиотеке в строгом порядке, имелись каталоги списки с указанием названия книг и числа строк в каждой табличке. Кроме того, на каждом глиняном листе стояла печать со словами: Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии. Одни книги были получены из частных собраний, другие являлись копиями, которые выполнялись по распоряжению Ашшурбанипала. Будучи довольно образованным, он сам отбирал тексты и заботился о регулярном пополнении библиотеки. Возможно, сам Ашшурбанипал был автором некоторых текстов. Ряд книг представлен в 5-6 экземплярах. Все собранное в библиотеке систематизировалось по отдельным отраслям знания. Здесь представлены тексты религиозного (молитвы, заговоры, заклинания), исторического (анналы, указы правителей), медицинского (рецепты), литературного (эпические поэмы) содержания, шумерско-аккадские словари и справочники. Здесь же собраны таблички, содержащие сведения в области астрономии и математики. Библиотека из Ниневии не единственная в Месопотамии. Задолго до нее была известна и знаменита храмовая библиотека города Ниппура. Однако, Ассирийская библиотека первая в истории человечества систематически подобранная и каталогизированная. Ей мы обязаны нашими знаниями о народах Передней Азии, она ключ к историческому опыту цивилизаций Месопотамии.

Древние цивилизации по-разному уходили с пьедестала истории. Одни погибали шумно, другие тихо и мучительно умирали. Ассирийская цивилизация сгорела в огне бесконечных и упорных войн, оставив потомкам восхищение и горькое раздумье.